На днях французские таможенники пресекли крупнейшую за всю историю контрабанды партию поддельных лекарств из Китая. На пришвартовавшемся в Гаврском порту судне из Поднебесной под видом невинных пакетиков с чаем было найдено 1,2 млн доз аспирина.
После проведения экспертизы содержимого «целительного» груза обнаружилось, что никакого аспирина в таблетках не содержится, их налепили из глюкозы с наполнителем. Груз предназначался для складов известной испанской фармацевтической фирмы и должен был распространяться по всей Испании, Франции и в Северной Африке.
Гаврские таможенники не первый раз отличаются проведением блестящих операций изъятия фармацевтической контрабанды. В прошлом году они выявили около 100 000 наименований поддельных лекарств. А годом ранее конфисковали 10 т контрафакта из Азии, содержащего препараты от мышечной боли, витаминные добавки, глазные капли и средства от облысения.
Недавно и российские контрольные службы выявили 500-килограммовую партию китайских БАДов, производимых фирмой «Мяо-Тяо», содержащих вещество сибутрамин. Это сильнодействующее средство для подавления аппетита оказывает серьёзное негативное влияние на всю нервную систему, вызывая психические расстройства, стойкую бессонницу, головные боли и замедленные реакции.
Последние пять лет оборот рынка поддельных лекарств многократно увеличился. В России более 80% подделок приходится на импортные лекарства средней и относительно высокой ценовых категорий.
В аналитическом докладе «Фармпиратство в России», составленном Институтом государства и права РАН совместно с рядом общественных организаций, сумма рынка оценивается в 2,5 млрд долл., что составляет 10% от всего объёма продаваемых в России медикаментозных препаратов. По подсчетам статистиков, каждая десятая таблетка, продаваемая в России, — поддельная.
Наиболее часто подделки встречаются в средней ценовой группе, к которой относятся антибиотики — от 35 до 47%, противогрибковые препараты, БАДы и лечебная косметика — 7%, и группе лекарственных средств относительно высокой стоимости — гормональных — 18—20%.
Онкологи в панике: подделка гормональных препаратов, использующихся для лечения рака, представляет высочайшую угрозу для жизни больного. Лечение онкологических больных, как известно, зависит в первую очередь от показаний анализа, фиксирующего эффективность применения индивидуально подобранного препарата. Гормональная терапия, назначаемая больным на годы, предполагает постоянный мониторинг состояния. Применение поддельных гормональных препаратов способно разрушить весь план лечения.
Впрочем, реальную угрозу для здоровья и жизни больного представляет собой любое поддельное лекарство. В прошлом году в Пакистане было зафиксировано 109 смертей после приёма некачественного препарата, предназначенного для лечения сердечно-сосудистых заболеваний.
Европейский рынок также наводнён поддельными лекарствами, в первую очередь, для лечения рака, антибиотиками, болеутоляющими, средствами для повышения потенции и снижения уровня холестерина в крови.
Специалисты условно разделяют подделки на четыре вида:
1) пустышка, в которой не содержится действующей лекарственной субстанции;
2) имитация. Препарат, в котором действующее вещество заменено на более дешёвое и менее эффективное;.
3) измененное. Лекарственное средство с содержанием вещества, обозначенного в рецептуре оригинала, но в увеличенном или уменьшенном объёме;
4) неизвестного происхождения. Самый распространенный вид подделки. Препарат может являться точной копией оригинала, но со скрытым происхождением основной субстанции.
Западные рынки бьют тревогу. Попытки взаимодействия со странами — основными поставщиками подделок не приносят результата. Хотя за прошлый год в Китае было заведено 185 000 уголовных дел в отношении фирм, связанных с изготовлением и сбытом поддельной и некачественной фармацевтической продукции, поток подделок не оскудел.
В дело вступил Интерпол. Это ведомство последние пять лет содействует поиску поставщиков гадостей. Интерпол разработал стратегическую информационную программу на ближайшие три года, призванную содействовать борьбе с поддельными медикаментами. В её реализации примут участие более 30 крупнейших фармацевтических компаний, которые выделят для реализации проекта 4,5 млн евро.
В России нет паники по поводу поставок вредных подделок. При необходимости приёма препаратов приходится играть в родную рулетку — авось пьёшь не отраву. Ни одна аптека, ни одна клиника не могут дать стопроцентной гарантии подлинности предоставляемых ими препаратов. В лучшем случае аптеки и больницы работают только с проверенными уже поставщиками, но часто сами поставщики могут быть введены в заблуждение. Невозможно организовать экспертизу лекарств, которой мог бы воспользоваться любой потребитель.
Есть ситуации, когда риск от подмены лекарств подделками недопустим, и это не только онкология, но и другие болезни, требующие долгого и серьёзного лечения. Как выкручиваются сограждане? Каждый по-своему. Вот что рассказал Константин, недавно победивший серьёзный недуг после нескольких лет борьбы:
— Меня, наверное, спасло то, что я не богат, хотя зарабатываю неплохо. Я должен был долго принимать серьёзные лекарства, которые стоят дорого. Гарантий подлинности зелья получать не удавалось. К тому же очень скоро я понял, что просто не потяну оплату ещё несколько месяцев. Стал искать варианты. Вышел на парня, который регулярно курсирует между Россией и Скандинавией, покупает там лекарства в крупных аптеках и продаёт с небольшой выгодой для себя в России. Он стал возить препараты и мне. Это оказалось в разы дешевле, чем при покупке в родных аптеках, это я уже мог себе позволить. А ещё — появилась уверенность в подлинности лекарств. Не будь этого парня, вряд ли я бы выжил. Даже если бы мне везло, и я всегда покупал бы настоящие изделия, то быстро вынужден был бы отказаться от лечения — денег бы не хватило. Так что скажу. Надо нещадно бороться с поставщиками подделок. Но вот таких ребят, как мой спаситель, не стоит трогать, пока у нас цены на лекарства выше европейских кратно, а главное — оплата препаратов не входит ни в одну страховку, как входит в Европе.