Казалось, что после принятия Пленумом ВАС РФ постановления от 25.01.2013 № 11 «Об уплате налога на добавленную стоимость при реализации имущества должника, признанного банкротом»* споры по вопросу уплаты в бюджет НДС покупателем имущества банкрота должны закончиться. Но вышло все не так. Специалисты финансового ведомства не изменили своей позиции и считают, что налог должен перечислить в бюджет покупатель. О чем свидетельствует письмо Минфина России от 30.04.2013 № 03-07-11/15320.
Суть проблемы
Налоговая база по НДС при продаже имущества банкрота определяется как сумма дохода с учетом налога. При этом налоговыми агентами признаются покупатели такого имущества (организации или индивидуальные предприниматели). Именно они должны исчислить сумму НДС, удержать ее из выплачиваемых доходов и перечислить в бюджет. Такие правила установлены в п. 4.1 ст. 161 НК РФ.
Из дословного прочтения указанной нормы следует, что покупатель должен перечислить сумму НДС в момент приобретения такого имущества. Но пункт 2 ст. 134 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон № 127-ФЗ) относит налоговые платежи к четвертой очереди текущих требований.
Что же получается? Если следовать требованиям НК РФ, то налог будет уплачен в бюджет раньше того момента, когда вырученные от продажи имущества банкрота денежные средства будут распределены между кредиторами. А согласно п. 2 ст. 134 Закона № 127-ФЗ в первую очередь должны пройти расчеты по судебным издержкам, выплате вознаграждений арбитражным управляющим и привлеченным ими лицам. Затем необходимо погасить задолженность по оплате труда (вторая очередь), а потом рассчитаться по коммунальным и эксплуатационным расходам (третья очередь).
Таким образом, если налоговый агент перечислит в бюджет НДС, то будет нарушена очередность расчетов с кредиторами. Но если покупатель имущества банкрота не исполнит обязанности налогового агента и перечислит продавцу всю сумму по договору (с НДС), то налоговые органы привлекут его к ответственности за неуплату НДС в бюджет по ст. 123 НК РФ.
ВАС РФ: налоги заплатит банкрот
Несостыковка норм Налогового кодекса с положениями Закона № 127-ФЗ и стала предметом разбирательства в Высшем арбитражном суде (постановление Пленума ВАС РФ от 25.01.2013 № 11). Арбитры пришли к следующему выводу.
НДС в отношении операций по реализации имущества банкрота должен исчислять именно должник, как плательщик этого налога. Банкрот должен рассчитать сумму налога по итогам налогового периода и перечислить ее в бюджет в сроки, установленные п. 1 ст. 174 НК РФ, но с учетом того, что требование об уплате налога согласно п. 2 ст. 134 Закона № 127-ФЗ относится к четвертой очереди. Покупатель должен перечислить должнику или организатору торгов стоимость приобретенного имущества по полной цене (без удержания НДС). Заметим, что аналогичная позиция содержится и в постановлении Президиума ВАС РФ от 21.06.2011 № 439/11.
Минфин: НДС должен перечислить покупатель
К сожалению, с выводами, которые сделал ВАС РФ, не согласны специалисты финансового ведомства. Как и прежде, они считают, что НДС с доходов от реализации имущества банкрота в бюджет должен уплатить покупатель.
В комментируемом письме финансисты подчеркнули, что позиция Минфина России не изменилась в связи принятием постановления Пленума ВАС РФ от 25.01.2013 № 11, согласно которому налог исчисляется и уплачивается должником-банкротом с учетом того, что требование об уплате НДС относится к четвертой очереди текущих требований.
В Налоговом кодексе прямо сказано, что покупатели имущества и (или) имущественных прав банкротов признаются налоговыми агентами по НДС. Значит, они обязаны исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога (п. 4.1. ст. 161 НК РФ). Кроме того, в п. 4 ст. 173 НК РФ сказано, что при реализации товаров (работ, услуг), перечисленных в ст. 161 НК РФ, сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется и уплачивается в полном объеме налоговыми агентами. А ими на основании ст. 161 НК РФ как раз и являются покупатели имущества должников, признанных банкротами.
Таким образом, обязанность по исчислению НДС у покупателей возникает при перечислении ими денежных средств в оплату приобретаемого имущества. Следовательно, они должны перечислить налог в бюджет по итогам налогового периода исходя из суммы налога, исчисленной за этот период. Налог уплачивается равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом (ст. 174 НК РФ).
Напомним, что точно такой же позиции Минфин России придерживался и ранее. Так, в письме от 11.06.2009 № 03-07-11/155 специалисты финансового ведомства отметили, что права налогоплательщиков-должников и их кредиторов не нарушаются, поскольку НДС уплачивается в бюджет за счет средств покупателей имущества.
Без споров не обойтись
Как видите, финансисты, давая разъяснения по рассматриваемому вопросу, следуют прямым нормам Налогового кодекса. По-другому и быть не может. Ведь для них во главе угла стоят положения Налогового кодекса.
Учитывая позицию Минфина России, можно с большой степенью вероятности предположить, что если покупатель имущества банкрота отступит от норм НК РФ и не перечислит в бюджет сумму НДС, то проблемы ему гарантированы. При проверке налоговые органы наверняка посчитают, что в этом случае покупатель не выполнил обязанности налогового агента. А за это предусмотрена ответственность по ст. 123 НК РФ. Размер штрафа составит 20% от не перечисленной в бюджет суммы НДС.
Единственный выход у покупателя — обратиться в суд и там отстоять свою позицию. Можно смело сказать, что арбитры примут решение в его пользу. Дело в том, что в постановлении Пленума ВАС РФ от 25.01.2013 № 11 разъяснения даны именно арбитражным судам. Поэтом арбитры должны ими руководствоваться при разрешении вопросов, связанных с порядком перечисления в бюджет НДС при реализации имущества банкротов.
Хождение по замкнутому кругу прекратится только после того, как законодатели внесут необходимые изменения в ст. 161 НК РФ и снимут с покупателя обязанности налогового агента.
* Комментарий к постановлению Пленума ВАС РФ от 25.01.2013 № 11 см. в «БП», 2013, № 04.