Российская индустрия находится в сложной, но не безнадежной экономической ситуации, считают эксперты Центра конъюнктурных исследований ВШЭ, проанализировавшие данные опроса руководителей около 4600 промпредприятий в мае нынешнего года. Более того, во второй половине 2013 г. возможен рост промышленного производства при снижении ставки рефинансирования ЦБ, увеличении финансовой господдержки и улучшении внешней конъюнктуры.
Общий фон оценок «директорского корпуса» относительно экономического состояния своих предприятий в мае выглядит определенно хуже результатов, фиксируемых в «тучные годы» развития промышленности до кризиса. Кроме того, при анализе оценок руководителей промышленных предприятий за весь посткризисный период складывается впечатление, что, по крайней мере, в ближайшие годы отрасли не удастся выйти на параметры, характерные для периода до 2008 г.
Вместе с тем текущие оценки состояния делового климата в компаниях значительно лучше соответствующих значений, полученных в период кризиса конца 2008 — начала 2009 гг., подчеркивают ученые «Вышки».
Майский опрос выявил сохранение достаточно стабильной доли (примерно 17%) абсолютно благополучных предприятий, где постоянно наблюдается рост объемов производства, практически нет проблем со спросом на «свою» продукцию и регулярно отмечается позитивная динамика кадровой и финансовой ситуаций.
Заметным успехом промышленности в мае стал рост на 1 п.п. среднего уровня загрузки производственных мощностей, достигшего 65%. Это самое высокое значение данного показателя за весь посткризисный период. Лидерами по среднему уровню загрузки традиционно являются компании, производящие кокс и нефтепродукты (75%), а аутсайдерами — предприятия по распределению электроэнергии, газа и воды (55%), а также выпускающие пищевые продукты (61%).
В последнем месяце весны не было зафиксировано ухудшения производственной и спросовой ситуаций. Более того, среднеотраслевые оценки данных показателей были хотя и незначительно, но лучше, чем в апреле текущего года.
Спрос и налоги тормозят производство
Тем не менее среди факторов, лимитирующих производство, по-прежнему выделяется «недостаточный спрос на продукцию предприятия» (46% респондентов), вслед за ним следует «высокий уровень налогообложения» (42% опрошенных). Причем за счет более интенсивного роста негативного влияния недостаток спроса в последнее время вышел на первое место. Ранее на протяжении двух лет лидировало налоговое бремя.
На почтительном расстоянии (около 10 п.п.) расположились два других отрицательных фактора — «недостаток финансовых средств» (36% опрошенных) и «неопределенность экономической обстановки» (34%).
На «высокий процент коммерческого кредита» указали 30% участников опроса. Арифметически данный фактор уступает по своему лимитирующему давлению на производственный процесс первым четырем. Однако надо учитывать, что по методологии расчета данный показатель заполняют все 4600 руководителей предприятий, участвующих в регулярных исследованиях Росстата. Причем отвечают даже топ-менеджеры тех компаний, где вообще не используются кредитные средства как источник финансовых ресурсов для своего развития. В результате общая доля участников опросов, реально испытывающих давление со стороны этого фактора, искусственно занижается.
По оценке экспертов ЦКИ, более корректным было бы рассчитывать данный показатель только по тем предприятиям, которые используют кредитные средства в целях своего развития. В этом случае проблема высокого процента коммерческого кредита для предпринимателей стояла бы как минимум на одном уровне с первыми двумя, а как максимум была бы основной в перечне лимитирующих факторов.
Следует также обратить внимание на динамику факторов «отсутствие надлежащего оборудования» (25% респондентов) и «недостаток квалифицированных рабочих» (23% опрошенных). Их значения в годовом интервале с мая прошлого года снизились соответственно на 4 и 2 п.п. Эти два фактора достаточно адекватно отражают фазы роста и спада деловой активности промышленных предприятий, но происходит это явление, как ни парадоксально, с обратным знаком, по принципу «чем хуже, тем лучше» и наоборот.
К сожалению, в мае продолжилось незначительное, но хроническое ухудшение финансовой составляющей промышленных компаний, связанное с собственными финансовыми ресурсами и получаемой прибылью.
Прогнозы предпринимателей относительно динамики основных показателей, характеризующих состояние делового климата на ближайшие три месяца, достаточно спокойные. В них не выявлено ни повышенного оптимизма, ни каких-то провалов, тем более — кризисных явлений. При этом 30% участников опроса предполагают, что экономическая ситуация в их компаниях за этот период улучшится. Более 60% респондентов не ждут к концу лета каких-либо принципиальных изменений.
В целом главный результирующий показатель исследования — сезонно откорректированный индекс предпринимательской уверенности (ИПУ) — сохранил свое отрицательное значение на отметке –2%.
Необходимо сочетание четырех факторов
Первые пять месяцев текущего года промышленность, по словам директора ЦКИ ВШЭ Георгия Остапковича, развивается по стагнационному сценарию. «Тем не менее во 2-м полугодии 2013 г. можно ожидать роста промышленного производства. Данное явление произойдет в основном при позитивном стечении четырех факторов», — подчеркивает эксперт.
Во-первых, неминуемое снижение ставки рефинансирования со стороны ЦБ РФ. Данная акция позволит стагнирующему реальному сектору экономики страны облегчить доступ к кредитным ресурсам для развития предприятий. Причем указанный маневр со стороны ЦБ РФ может, в том числе и психологически, мотивировать предпринимателей к получению кредитов для своих компаний.
Во-вторых, можно ожидать увеличения финансовой господдержки предприятий различных видов деятельности сверх предусмотренных бюджетом сумм на 2013 г. На это указывают последние выступления главы Минэкономразвития Белоусова. Но эта, мягко говоря, не очень рыночная мера может искусственно понизить конкурентные преимущества компаний, которые не попали в список реципиентов. Однако отрасль надо снимать с отметки «0».
В-третьих, до конца года, возможно, улучшится глобальная внешнеэкономическая конъюнктура, особенно в еврозоне. Это может увеличить деловую активность крупных экспортно ориентированных промышленных компаний.
Наконец, во 2-м полугодии сработает чисто статистический эффект низкой базы сравнения с июлем — декабрем прошлого года.
«Вместе с тем, если даже все перечисленные факторы сработают одновременно, ждать серьезного роста промышленного производства вряд ли возможно, — комментирует ситуацию г-н Остапкович. — Для возобновления акцентированных темпов роста производства необходимо решить ряд сложных проблем, связанных со сменой существующей парадигмы экономического роста. Главной из них является мотивация самих руководителей промышленных предприятий к изменению своих управленческих схем в направлении увеличения инвестиционной активности и перехода на инновационный путь развития».