Иноинвесторы воспылали к нефинансовому сектору, российские — к Виргинским островам

| статьи | печать

Информацию Росстата об иностранных инвестициях в I квартале этого года в экономику России СМИ встретили без энтузиазма, похоже, что ее многие не заметили. И зря — приток иностранного капитала в нефинансовый сектор резко вырос. Вдвойне напрасно не заметить, что у российских инвесторов вспыхнул бурный роман с британскими Виргинскими островами.

Сразу напомним, что данные об иностранных ин­вестициях в Россию Росстат представляет на основе статотчетности организаций без учета органов денежно-кредитного регулирования и коммерческих банков. Так что речь идет в основном о корпоративном секторе экономики. В случае рублевых поступлений их пересчитывают в американские доллары.

Так вот, на конец марта этого года накопленный иностранный капитал в российской экономике составил 364,9 млрд долл., что на 12,9% больше относительно соответствующего периода прошлого года. Информация приятная, но интереснее другое.

Здравствуй, инокапитал!

В I квартале в Россию поступило 60,4 млрд долл. иностранных инвестиций, что больше в годовом сопоставлении на 65,4% (!). Даже с учетом низкой сравнительной базы (–17,6% притока инокапитала в I квартале 2012 г.) это резвый рост. Для сравнения с недавним прошлым стоит напомнить, что в минувшем году приток инвестиций из зарубежья снизился на 18,9%.

Такой бурный инвестиционный всплеск в январе — марте 2013 г. на фоне явного в этот период затухания в России экономического роста выглядит чудесно и будоражит надежды на светлые его перспективы. Подыгрывают этому настрою и данные о погашенных иностранных инвестициях — их выбыло 24,3 млрд долл., а это на 32,4% меньше по сравнению с I кварталом прошлого года.

Для большей наглядности оглянемся на динамику притока — выбытия инокапитала. В I квартале 2009 г., когда кризис в нашей экономике набрал полную силу, баланс между ними схлопнулся до нуля, и далее они шагали почти в обнимку — сколько инвестиций в страну притекало, примерно столько же и гасилось. А, например, в II и III кварталах 2010 г. выбытие иностранного капитала даже превышало его поступление. Положение стало выправляться в 2011 г., но в I квартале 2012 г. между ними снова наступил практически паритет. Прошлый год закончился все-таки с положительным балансом — объем поступивших иноинвестиций составил 154,6 млрд долл., а выбыло их 136,6 млрд, или 88,4% к объему притока. В минувшем же квартале отношение выбытия к поступлению составило 40,2%. Такую разницу с прежней динамикой стоит почувствовать. И даже отрицательная переоценка предыдущих инвестиций (–2,5 млрд долл.) это впечатление не очень смазывает.

Кстати, еще больший относительный взлет иностранных инвестиций в экономику России наблюдался в I квартале 2011 г. — в 3,4 раза в годовом сопоставлении (44,3 млрд долл.). Но случилось это на фоне очень низкой базы января — марта 2010 г., когда сумма поступившего инокапитала упала почти до уровня I квартала 2009 г. — в период острой фазы прошлого кризиса. К тому же начало 2011 г. в плане экономического роста и его перспектив выглядело много оптимистичнее, чем сейчас.

Есть у роста иностранных инвестиций в прошлом квартале еще одна особенность. В преды­дущие годы после внушительного их притока в IV квартале (кроме, разумеется, концовки 2008 г. и в целом вялого 2009 г.) в I квартале нового года их сумма тоже резко сокращалась, повинуясь сезонному и календарному факторам. В этот же раз приток иноинвестиций в I квартале превысил сумму их поступ­лений в предыдущем периоде на 50,6% (!).

Правда, и в помине не было в этот раз резвого усиления их притока в IV квартале прошлого года. Отсюда произошедшее с иноинвестициями в январе — марте 2013-го похоже на реализацию отложенного спроса. Если так, это, конечно, развеивает шарм бурного их роста. Однако даже если делать скидку на сбой в «графике» притока инокапитала, его рост в I квартале в годовом выражении, скорее, будет положительным, а это, повторим, уже впечатляет на фоне унылой динамики экономического роста.

Но посмотрим теперь на ка­чество — структуру иностранных инвестиций, поступивших в январе — марте. Кто бы сом­невался, что львиную их долю, как и прежде, составят прочие инвестиции, или разного рода кредиты — 89,4% (54 млрд долл.). Их удельный вес за год даже вырос на 2,8 п.п. Естест­венно, именно этот тип иноинвестиций определил общий их внушительный рывок на 65,4% ростом относительно I квартала 2012 г. на 70,6%.

Вообще-то сильно наращивать внешние заимствования осторожные эксперты компаниям не рекомендуют. Но в зарубежных кредитах значительно окрепла одна соблазнительная черта, появление которой мы раньше уже отметили.

В кризис и немалое время после него в иностранных инвес­тициях в Россию с большим отрывом превалировали короткие кредиты — на срок до 180 дней. Кредиторы-инвесторы явно перестраховывались, предпочитая тактику быстро деньги прокрутить и сбежать из России. Но в прошлом году эта тенденция переломилась — если в 2011 г. доля коротких кредитов в общем объеме поступивших за год иноинвестиций составила 48% с приростом в 2,2 раза, а доля более длинных кредитов имела 25,4% при увеличении на 27,8%, то 2012 г. завершился сокращением полугодовых кредитов на 51,3% и их удельного веса — до 28,8%, а удлиненных кредитов — ростом на 9,3 и до 34,3% соответственно.

В I квартале 2013 г. этот поворот стал совершенно очевиден — в годовом сопоставлении сумма коротких иностранных кредитов (5,3 млрд долл.) срезалась на 69,5%, доля в инвестициях — до 8,7%, и наоборот, длинные кредиты (41,5 млрд долл.) выросли в 7,2 раза, что увеличило их удельный вес до 68,7%. Ну а про такую соблазнительную черту иностранных кредитов, как невысокий процент, столько спето гимнов, что добавлять в хор их исполнителей еще один голос не стоит.

Эта трансформация, кстати, во многом объясняет, почему выбытие инокапитала из нефинансового сектора серьезно замедлилось и перестало наступать на пятки новым его поступлениям — сроки возврата кредитов в целом по этому типу инвестиций значительно увеличились. Все это косвенно говорит об укреплении доверия иностранных инвесторов к устойчивости российской экономики при всем ее затухающем росте.

На это указывает и молодцеватый прирост в I квартале самых ценных, прямых инвестиций (6,3 млрд долл.) — 63,2% против сокращения их в январе — марте 2012 г. на 0,7%. Для сравнения: за прошлый год прямые иностранные инвестиции выросли всего на 1,4%.

Однако в структуре прямых инвестиций есть особенность, заставляющая говорить снова о кредитах: 4,7 млрд долл., или 74,6% притока по «прямой» линии да с ростом в 2,8 раза — это кредиты, полученные от зарубежных совладельцев организаций, а такая обычно весомая составляющая прямых инвестиций, как взносы в капитал, сократилась в годовом выражении на 38% и составила 1,1 млрд долл. Снова сравним: в 2012 г. за весь годовой период кредиты от зарубежных совладельцев поступили на сумму 7,7 млрд долл. (+2,4%), а взносы в капитал — 9,2 млрд долл. (+1,8%). Словом, за отличным ростом прямых иноинвестиций кроется осторожность, напоминающая, что в нашей экономике не все гладко.

А о том, что это мягко сказано, говорят портфельные инвестиции. Их можно обзывать трусливыми, нервными, но они хороший индикатор положения дел в нефинансовом секторе экономики. Так вот, относительно I квартала 2012 г. они упали на 88,2% до 119 млн долл.

Так или иначе, поступление иностранных инвестиций в январе — марте впечатлило и стремительностью, и щед­ростью потока. Кому сколько досталось из него, показывает таблица. «­Досталось», видно, и нашему ­финансовому сектору — банкиры нынче сетуют на снижение спроса на кредиты со стороны корпоративного сектора и нехотя снижают их высокую стоимость. Центробанк всем в помощь!

Любить по-русски

Объем накопленных за рубежом инвестиций из России на конец марта много скромнее — 175,3 млрд долл. Но это не из-за скупости отечественных инвес­торов или пренебрежительного их отношения к заграницам. К тому же они стараются наверстать отставание и показать присущую русской душе щед­рость. Особенно стараются в последнее время. И особенно им это удалось в I квартале. Из российского нефинансового сектора за рубежом инвестировано в этот период 92,3 млрд долл. Это на 52,8% больше, чем поступило иностранных инвестиций в январе — марте в Россию, это 61,5% от российских инвестиций за границу за весь прошлый год, и это в 2,9 раза больше, чем в I квартале 2012 г.

Крупнейшим получателям наших капиталов досталось 82,2 млрд долл., или 89,1% от направленных за границу инвестиций. Это дело обычное, но в их рядах обнаружилась в разных смыслах большая неожиданность — 57 млрд долл., или 69,3% доставшихся этим получателям средств из России ушли не по какому-либо из ранее облюбованных адресов — в Швейцарию (ей выпало всего 12,3 млрд долл.), Кипр (2,9 млрд долл.) или Нидерланды (2,5 млрд долл.) — а на британские Виргинские острова.

Чтобы до конца осознать всю глубину, страсть внезапно вспыхнувшего к ним чувства, сообщаем, что в I квартале прошлого года этим островам досталось 430 млн долл. — 1,4% от всех российских инвестиций в зарубежье, а за весь 2012 г. — 4,7 млрд, или 3,1%.

Отечественным инвесторам, известно, очень неуютно у себя в России, теперь вот, видно, неуютно и в традиционной Европе, где из-за долгового кризиса на банки давят по поводу прозрачности поступающих средств и сделок. «Сломались» даже швейцарские банки. Здравствуйте, Виргинские острова!

Иностранные инвестиции по видам экономической деятельности, млн долл. США


I квартал 2013 г.

Накоплено на конец марта 2013 г.


поступило

погашено (выбыло)

переоценка и прочие изменения активов и обязательств

всего

в % к итогу

Всего

60 436

24 304

–2538

364 944

100

в том числе:






сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

59

90

17

2411

0,7

рыболовство, рыбоводство

1

5

0,1

55

0,0

добыча полезных ископаемых

2420

1799

–74

63 584

17,4

обрабатывающие производства

41 896

7652

–2502

14 5805

40,0

производство и распределение электроэнергии, газа и воды

108

105

–29

7348

2,0

строительство

132

86

–28

4088

1,1

оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

8250

7515

136

60 410

16,5

гостиницы и рестораны

2

57

–2

644

0,2

транспорт и связь

624

571

–42

30 673

8,4

финансовая деятельность

5607

5225

11

17 707

4,8

операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

1239

1111

–6

30 649

8,4

государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение

–18

549

0,2

образование

0,1

0,1

1

0,0

здравоохранение и предоставление социальных услуг

81

28

0,0

318

0,1

предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

17

60

–1

702

0,2

Источник: Росстат