Дмитрий Медведев подписал очередную дорожную карту от АСИ по поводу малого и среднего бизнеса. В ней выдан рецепт спасения этого бизнеса: обязать компании с госучастием четверть закупок делать именно у некрупных предприятий. Что и как именно должны будут покупать корпорации, не разъясняется, но звучит красиво. Тем временем массовая ликвидация малого бизнеса идет полным ходом.
Минэкономразвития прогнозирует к 2030 г. рост количества субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) в 1,3 раза до 7,7 млн (в это число войдут и 5,4 млн индивидуальных предпринимателей). Новый прогноз вышел не такой бравурный, как обычно, с учетом наметившейся тенденции к ликвидации МСП.
Тенденция такая. За I квартал года больше 300 000 индивидуальных предпринимателей закрылись и снялись с учета в налоговых инспекциях (сейчас называются уже 450 000 ликвидированных образований). Закрываются потому, что в два с лишним раза выросли соцплатежи, с 17 000 до 35 000 руб.
Власть явно встревожена бегством людей из бизнеса. И дорожную карту поэтому поторопились подписать. И обещано пересмотреть в сторону сокращения объем соцплатежей.
Про квоты на закупки госкомпаниями — мутная история. Сейчас речь может идти преимущественно о закупках чего-то типа канцтоваров у мелких торговцев, но никак не о размещении, скажем, десятков тысяч заказов в небольших фирмах по примеру какого-нибудь «Боинга». Сокращения социальных платежей для тех, у кого крохотный оборот, вряд ли вернет всех индивидуалов в бизнес. Тут есть пара явных трендов. Во-первых, сейчас часто выгоднее пристроиться на непыльную работу без всякого риска в одну из стремительно размножающихся методом простого деления госструктур, чем морочиться со своим делом. Все опросы показывают, что россияне нынче уже и не мечтают о своем деле, все норовят устроиться в чиновники или хоть даже просто в служащие.
Во-вторых, ряд странных и непоследовательных налоговых действий многих уже убедили в преимуществах старого доброго способа — работать в тени. Нелегко уговорить людей работать «в белую», но легко спугнуть так, что впредь уже ни за что не поверят.
Можно предположить два явных повода для тревоги власти за судьбу МСП. Первый, который, наверное, чиновников и пугает, в том, что эдак скоро прибавится еще несколько миллионов фактических иждивенцев на казенных предприятиях, а бюджеты, особенно региональные, и так уже трещат по швам.
На 1 января 2012 г. у нас действовали 6 млн малых и средних предпринимателей, заметим — из них 4,1 млн были индивидуалы. Всего, по данным «ОПОРЫ России», в секторе МСП без учета внешних совместителей было занято 16,8 млн человек, что почти 25% от экономически активного населения России, каждый четвертый. И это люди, которые кормят себя сами. Если большинство из них ринется в госсектор — прощай, хорошие данные о безработице, здравствуй, так сказать, новое голодное и недовольное племя.
При таком раскладе, казалось бы, надо было спешно правительству покаяться и сбить социальные поборы. Вместо этого пока решили сданными АСИ картами сыграть в квотирование закупок госкомпаний.
Второй повод для тревоги, кажется, не столь очевиден для власти. Если ей удастся остановить бегство из бизнеса (скорее всего, снизят размеры сборов), то в сегодняшних реалиях 25% в МСП от общего числа занятых явно недостаточно. Для сравнения. В ЕС (данные «ОПОРЫ России») малый бизнес обеспечивает 70% рабочих мест в экономике, а в США и того больше. На 1000 россиян в среднем приходится шесть малых предприятий, в ЕС не менее 30. Причем доказано, что этот малый бизнес часто оказывается более изворотливым при кризисах и прочих гадостях. Мало того, в его недрах чаще рождаются революционные новации, которые меняют облик мира.
Нам, кстати, тоже полезно было бы помнить, как в начале 90-х именно малый бизнес, можно сказать, напоил, накормил и одел страну в китайские пуховики. Сослагательное наклонение недопустимо, да и не хочется думать про то, как бы страна пережила крутые перемены, если бы «челноки» не натащили к нам еды и одежды.
К 1995 г. около 60% всех наших частных предприятий были малыми (всего их было около 900 000). Тогда много было романтичного, хотя много и дурного. Но тренд намечался все-таки на развитие малого и среднего предпринимательства. Принято считать, что удар по нему нанес кризис 98-го, но стоит прежде вспомнить еще, что в угоду политическим целям на пару лет раньше преференции были отданы монопольному бизнесу со всеми тогдашними залоговыми аукционами и прочими штуками. Потом последовала война за «крышевание» МСП, сначала между милиционерами и бандитами, а потом между силовиками разных ведомств. Тем не менее к началу 2000 г. малый бизнес опять достиг численности периода середины 90-х.
А вот с 2000 г. число предприятий малого и среднего бизнеса стало сокращаться. Однако общий прирост численности давали индивидуальные предприниматели, которых нация еще исправно выделяла из себя.
Можно сказать, что на фоне всегдашних заверений в любви и заботе о малом бизнесе всех властей, которые были в России со времен Михаила Горбачева, фактически проводилась политика по его изничтожению. И она была эффективной. Вот только индивидуалы размножались. Что ж, в этом году, кажется, и их удалось пригнуть.
Пока правительство играет в дорожные карты, министерство труда предлагает не успокаиваться на достигнутом и ввести уголовную ответственность для тех, кто не вносит социальные платежи.
Председатель попечительского совета «ОПОРЫ России» Сергей Борисов говорит про все это: «Нам еще предстоит осознать, что случилось, как мы зачистили от предпринимателей огромные территории». Это про то, что и без уголовной ответственности уже свершилось. Борисов же, кстати, рассказывает на сайте своей организации такую историю по теме взаимоотношений крупного и малого бизнеса: «Я видел… фирмы в Швеции: 15 человек работающих, порядка 40 станков, они выполняют заказы Volvo, Saab и прекрасно себя чувствуют… мне один знакомый олигарх как-то сказал: «Может, и правильно, Сереж, что ты делаешь со своим малым бизнесом, но я буду сопротивляться этому как могу. Я не хочу, чтобы ты уводил у меня дешевую рабочую силу на свои малые предприятия»…
Крупнейший российский бизнес тесно интегрирован с государством, не просто через устройство на хлебные места пенсионеров или малолеток из знатных фамилий, а и через молчаливое согласие подчиняться указаниям с верхушки вертикали. Фактически часто наши корпорации являются некой изуверской формой бюрократической собственности.
Стратегически очевидно, что без развития малого и среднего бизнеса, без того, чтобы он был основным производителем ВВП, страна не может развиваться и просто содержать своих нуждающихся граждан. Это в вертикали понимают, но кто же в России планирует завтрашние действия с прицелом на достижение долгосрочного стратегического результата, ведь всегда находятся неотложные актуальные задачи. Так проходит год, другой, десять, и вдруг, как сейчас, деньги заканчиваются.
Сергей Борисов вспоминает, как ответил Ли Куан Ю на его вопрос о том, как там всего добились?
«Никакого крупного бизнеса в Сингапуре нет по сей день, это огромное созвездие самых разных мелких фирм, научных и производственных», — сказал ему Ли Куан Ю.
Мы не маленький Сингапур, можем позволить себе иметь громадные корпорации. Но точно не можем позволить другого — не иметь такого малого и среднего бизнеса, чей вклад в ВВП был бы не меньше 50—60%. Пока, по данным Росстата, в общей сложности малый и средний бизнес производит 23,6% от выручки всего российского бизнеса.
По этому поводу президент Путин говорил: «…мы должны двигаться в этом направлении». Это было в ноябре 2012-го. Теперь мы видим итоги сделанного.