Недавно регистрацию в Минюсте России прошел новый Регламент, который призван усовершенствовать порядок рассмотрения антимонопольными органами заявлений и жалоб от заинтересованных лиц на нарушения законодательства о рекламе, а также действия (бездействие) должностных лиц в этой сфере. Электронный документооборот теперь будет применяться все больше, хотя полностью бумажный он не заменит. А заявители смогут пользоваться некоторыми важными правами при возбуждении дел на основе поданных заявлений и жалоб.
Спустя полгода после подписания, 27 мая, в Минюсте России был зарегистрирован приказ ФАС России от 23.11.2012 № 711/12 «Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе» (далее — Приказ). Документ вступит в силу по истечении десяти дней с момента официального опубликования1.
Одновременно с вступлением в силу Приказа прекратит свое действие приказ ФАС России от 28.12.2007 № 453 (далее — приказ № 453), который, кстати, тоже начал действовать лишь спустя восемь месяцев со дня принятия — в сентябре 2008 г. По стечению обстоятельств новому Приказу тоже пришлось немного полежать перед тем, как начать работать.
В целом Приказ представляет собой компиляцию положений пока еще действующего приказа № 453 и Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508.
Права, предусмотренные Регламентом, нужно осуществлять добросовестно
При рассмотрении дел ФАС России или ее территориальные органы обязаны будут вести протоколы, которые подписывает председатель комиссии по признакам нарушения законодательства о рекламе не позднее даты изготовления определения об отложении, приостановлении рассмотрения дела или решения по делу в полном объеме (п. 1.8 Регламента).
В Регламенте установлены права и обязанности лиц, в отношении которых осуществляются мероприятия по государственному контролю в сфере соблюдения законодательства о рекламе. Самостоятельно или через представителя они:
- могут ознакомиться с порядком исполнения указанной государственной функции;
- приводить доказательства в пользу отсутствия нарушений законодательства о рекламе;
- подавать жалобы на нарушение должностными лицами антимонопольного органа положений Регламента.
С момента возбуждения дела участвующие в нем лица могут осуществлять иные процессуальные права, которые в целом аналогичны правам участников арбитражного процесса (ст. 41 АПК РФ). Однако некоторых процессуальных прав Регламент прямо не предусматривает, например, таких, как права снимать копии с материалов дела, участвовать в исследовании доказательств, заявлять отводы, делать заявления, знать о жалобах, поданных другими участниками. Осуществлять свои права лица, участвующие в рассмотрении дела, должны добросовестно (п. 1.12 Регламента).
По мотивированному требованию антимонопольного органа в установленный в нем срок участвующие в деле лица обязаны представить необходимые документы и информацию, в том числе и на электронных носителях.
ФАС России будет вправе возбудить и рассмотреть любое дело, а также принять дело, возбужденное его территориальным органом, к своему рассмотрению на любой стадии. Ей также будут подведомственны дела по фактам заключения договоров на распространение телевизионной рекламы с нарушением законных требований и по фактам принятия противоречащих законодательству нормативных актов. О движении дел можно будет узнать в Федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» по адресу www.gosuslugi.ru и (или) «Региональный портал государственных и муниципальных услуг (функций)».
При вынесении решения по делу член комиссии имеет право на особое мнение
Срок рассмотрения заявлений и жалоб останется прежним — один месяц со дня их регистрации в антимонопольном органе. Рассмотрение дела должно уложиться максимум в три месяца с момента вынесения определения о назначении дела к рассмотрению (п. 2.24 Регламента).
Приказ также устанавливает способы подачи заявлений: лично, курьером под расписку или заказным письмом с уведомлением, а также с использованием информационно-технологической инфраструктуры. Заявления и жалобы можно будет направлять в произвольной письменной форме или в электронной форме путем ее заполнения в автоматическом режиме на портале. Документы также могут быть представлены в электронном виде.
К заявлению необходимо будет приложить исчерпывающий перечень документов, содержащих коммерческую или иную охраняемую законом тайну. Наличие последней не является поводом к непредставлению каких-либо документов (п. 3.10 Регламента).
Если комиссия вынесет определение о прекращении дела, то соответствующий акт будет направлен участвующим в деле лицам заказным письмом с уведомлением, вручен лично в антимонопольном органе или под расписку в месте нахождения участвующих в деле лиц. А в случаях, не терпящих отлагательств, эти лица получат определение дополнительно путем использования всевозможных средств связи, например по факсу или электронной почте (п. 3.57 Регламента). Такой же порядок предусмотрен для получения решения, принятого комиссией по результатам рассмотрения дела, и предписания об устранении выявленных нарушений (п. 3.58 и п. 3.61 Регламента).
Регламент предусматривает право члена Комиссии, рассматривающей дело, на особое мнение. Так, при вынесении решения по делу член комиссии, не согласный с мнением большинства, будет обязан также подписать решение, но вправе изложить особое мнение, которое будет приобщено к материалам дела в запечатанном конверте, без оглашения (абз. 1 п. 3.81 Регламента).
В Приказе имеется уточнение, что предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о рекламе оформляется в виде отдельного документа для каждого нарушителя. Оно изготавливается одновременно с мотивированным решением по делу и направляется каждому не позднее одного рабочего дня со дня изготовления.
1 На момент подписания номера в печать документ официально не опубликован.