Человек. Экономика. Духовность

| статьи | печать

На аудиенции по случаю вручения верительных грамот чрезвычайными и полномочными послами ряда стран при Святейшем Престоле Папа Римский Франциск напомнил слова святого Иоанна Златоуста: «Не позволять бедным иметь участие в своих собственных благах — значит обкрадывать их и лишать их жизни. Не свои у нас богатства, а их». И добавил: «Деньги должны служить, а не управлять!»

*****

По мнению Папы Римского Франциска, продолжающего традицию своих предшественников, обличавших ширящееся поклонение «золотому тельцу», глубинная причина финансового и глобального экономического кризиса — несмотря на прогресс в медицине, образовании и коммуникациях — в отрицании главенства человека в обществе, в отвержении этики и в конечном счете в отвержении Бога:

«Большая часть человечества нашего времени по-прежнему живёт в повседневной нестабильности. Некоторые патологии растут вместе с их психологическими последствиями: страх и отчаяние охватывают сердца многих, даже в так называемых богатых странах; радость жизни угасает; непристойность и насилие растут; бедность становится всё более заметной. Приходится бороться за жизнь, причём за жизнь в недостатке» («Радио Ватикана/Русская служба», 16 мая 2013 г.).

Причины происходящего во многом кроются в ошибочной «антропологической» перспективе развития, в отношении к деньгам, при котором человек стремится потреблять, «соглашаясь на их господство над нами и над нашим обществом. И сам человек становится объектом потребления, который можно использовать и выбросить». Осуждая тиранию «свободного рынка», понтифик призвал к экономической реформе, благоприятной для всех. Однако ей обязательно должна предшествовать этическая финансовая реформа, требующая мужественных перемен для политических деятелей, «бескорыстной солидарности и возвращения этики на пользу человека в финансовой и экономической области» (там же).

*****

Папа Римский Бенедикт XVI (в миру Йозеф Ратцингер) в своей книге «Иисус из Назарета» критикует «зло» капиталистической эксплуатации бедных, но порицает и то, что в марксизме отсутствует Бог (NEWSru.com/Религия и общество, 16 апреля 2007 г.):

«Столкнувшись со злоупотреблением экономической мощью, с таким злом, как капитализм, который принижает человека до уровня потребителя (Выделено. — В.Т.), мы начали более отчётливо видеть опасности богатства. Мы по-новому понимаем, что имел в виду Иисус, предостерегая нас от богатства». Бенедикт XVI порицает разграбивших с помощью колониализма Африку и третий мир как в материальном, так и в духовном плане.

Критикуя образ жизни богатых, он говорит о «жертвах наркотиков, торговли людьми, сексуального туризма, людях, уничтоженных изнутри. Они пусты, несмотря на избыток материальных благ». При этом экономически развитые страны продолжают наносить вред третьему миру, предоставляя ему сугубо техническую помощь: «Эта помощь не принимала во внимание существующие религиозные, моральные и социальные явления, и техническое отношение попало в вакуум» (там же).

*****

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл:

«Люди по-разному распоряжаются своим богатством. Иногда это богатство просто исчезает, иногда кто-то вкладывает огромные деньги, чтобы жениться на модной манекенщице за границей».

Предстоятель тепло отзывается о людях, которые, используя свои большие средства, делают очень много добрых дел: восстанавливают храмы, строят школы: «Я полагаю, что соответствующий пункт нашего соглашения должен был бы стимулировать в том числе и развитие национального самосознания, которые имеют средства и должны участвовать в общей работе по улучшению жизни нашего народа» ((NEWSru.com/Религия и общество, 19 мая 2013 г.).

Патриарх Кирилл призывает сохранять и возрождать традиции и духовные ценности, заниматься благотворительностью, помогать реабилитации наркозависимых, «как зеницу ока беречь межнациональный и межрелигиозный мир» (там же).

*****

Архиепископ Михаил (Мудьюгин):

«Труд, как известно, является основой существования человечества.

Экзистенциальная необходимость труда нашла своё отражение в самой первой из преподанных Богом заповедей: “Наполняйте землю и обладайте ею и владычествуйте над рыбами морскими, и над небесными птицами и над всяким животным, пресмыкающимся по земле”. Обладание природой, о котором здесь идёт речь, возможно лишь в результате применения труда.

Труд, совершаемый для других, для их пользы, физической или духовной, должно расценивать как добродетель, как исполнение новозаветной заповеди о любви к ближнему, как проявление способности любить, являющейся одним из главных признаков нашего богоподобия, выявления этой способности не словами, а действием.

Труд, совершаемый только для снискания себе средств к существованию, является исполнением другой заповеди, данной после грехопадения; оказывается трудом подневольным, тяжёлым, неблагодарным, требующим больших усилий, но не дающим того, что называется моральным удовлетворением. Но и такой труд, имеющий несравненно меньшую ценность, чем труд творческий, совершаемый по любви, всё же приносит духовную пользу, воспитывая человека, ибо, будучи объективно полезным, он легко может приобрести творческий характер.

Всё изложенное позволяет утверждать, что христианская религия (равно как и ветхозаветный иудаизм) не только позитивно относится к труду, но и стимулирует его своими призывами и заповедями. Есть все основания полагать, что и в других религиях целесообразный, общественно полезный труд пользуется позитивным отношением и оценкой» («Введение в основное богословие», 1994 г.).

*****

Священник М. Монстров («Уроки по христианскому православному нравоучению», 1913 г.):

«Труд умственный и физический представляет собой не только естественное условие приобретения средств к жизни, способ и средство творческого воздействия и господства человека над внешней природой, но вместе с тем и средство самообладания — осуществление господства человеческого духа над низшими силами своей природы. При всяком труде требуются усилия и настойчивость в преодолении инертности и сопротивления обрабатываемых материалов, необходимы бывают терпение и постоянство в выполнении часто прозаической и черновой работы. Всё это вырабатывает волевые качества, самообладание, без чего никакая работа успешно не совершается и которые так необходимы человеку в борьбе с греховными навыками.

Труд служит нравственным целям и с другой стороны. Человек, сосредоточивая своё внимание на цели, предмете и технике выполнения известного труда и направляя жизненные силы и энергию на его осуществление, тем самым воспитывает в себе самособранность; мысли его не рассеиваются и не блуждают попусту туда и сюда, будучи сосредоточены на успешном выполнении труда. Вместе с этим в труде подрываются и физиологические страсти (здоровый физический труд и «здоровая усталость», тогда и крепкий здоровый сон). Труд украшает тело человека и придаёт бодрость и спокойствие его духу.

Наконец, в труде человек находит повод и целесообразное средство к преодолению и искоренению эгоизма, особенно — гордости и к приобретению настроения ему диаметрально противоположного — смирения (св. отцы говорят: «путь к смирению суть труды телесные, совершаемые разумно».

Поэтому в христианстве труд приобретает особое воспитательное значение, как средство сохранения чистоты и подавления чувственности, эгоизма и гордости, — как средство воспитания самообладания, самособранности, постоянной молитвенной сосредоточенности, самоотречения, терпения, смирения и послушания.

И поскольку всякий труд, даже самый простой, требует для своего выполнения той или иной затраты умственной и физической энергии (мускульной или нервной по преимуществу), то поэтому он является одним из самых важных средств для приведения и удержания физической телесной стороны человека в должном нормальном положении относительно духа (Зарин. Аскетизм, Т. 1, кн. 2-я, стр. 605).

Труд является нравственной обязанностью человека и как члена общества, ибо каждый человек должен приносить пользу своим ближним, трудиться на благо своего отечества, вести трудолюбивую деятельную жизнь в обществе (Выделено. — В.Т.). Этого от христианина требует Сам Бог. Бог есть Существо вечно действующее, и действует Он не только Сам в Себе, но и вне Себя — в мире. Как между членами живого тела распределены труды для целого организма, где каждый член принадлежит целому, а не себе самому, не для себя одного работает, но и для всех; так и каждый христианин должен с сознанием своего долга самоотвержение трудиться, чтобы его деятельность была жертва целому, на благо всем.

Только в одном случае труд для человека является грехом, когда он истощает себя непосильными трудами для эгоистических своекорыстных целей...»

*****

Митрополит Филарет (Вознесенский):

«Необходимым условием всякой деятельности человека, укрепляющей его волю, является труд. Он был заповедан Богом согрешившему человеку ещё в раю: „В поте лица твоего будешь есть хлеб твой“. Поэтому трудиться должен каждый из нас.

В 1-м послании к Солунянам ап. Павел о необходимости труда писал так: „Умоляем вас, братие, делать своё дело и работать собственными руками, как мы заповедали вам“. А во 2-м послании он резко отзывается о тех, которые поступают бесчинно и „суетятся“ — и точно формулирует свой призыв к труду: кто не хочет трудиться, тот и не ешь (Выделено. — В.Т.). Христианство никогда не разделяет труда на работу „белую“ и „чёрную“. Такое разделение принималось до последних лет в обществе, причём к „чёрной работе“ (по преимуществу — физическому труду) относилось пренебрежительно.

Христианство же требует от человека только того, чтобы его труд был честен и приносил соответствующую пользу. И с этой христианской точки зрения человек, занимающий высокий и ответственный пост и небрежно относящийся к своим обязанностям, гораздо ниже самого незначительного из своих подчинённых, если последний исполняет свои обязанности по-христиански — добросовестно. При этом — всякий знает на личном опыте — какое отрадное удовлетворение чувствует тот, кто честно и усердно работает, и какой скверный осадок остаётся на душе после времени, проведённого пусто и бессмысленно...»

(http://azbyka.ru/nravstvennost_i_duhovnost/voznesensky_konspekt-1g15-all.shtml)

*****

Роберт Скидельский, профессор политэкономии Университета Уорик, член Британской академии, член Палаты лордов:

«Аристотель знал нестабильность только как личный порок, но даже не подозревал о существовании коллективной, политической или спланированной нестабильности, которую мы называем экономическим ростом. Цивилизация „вечной жажды потребления“ показалась бы ему моральным и политическим безумием. А в определённом смысле и экономическим тоже. Дело не только в том, что таким образом у нас скоро кончатся запасы природных ресурсов. Мы просто не можем до бесконечности экономить на рабочей силе и не находить ей нового применения.

Этот путь ведёт к расколу общества на меньшинство производителей, специалистов, контролёров и финансовых спекулянтов, с одной стороны, и большинство неудачников и безработных — с другой. Даже если не брать в расчёт моральный аспект, такое общество рано или поздно окажется перед классической дилеммой: как примирить ненасытное желание потреблять с низкими доходами. Прежде нам помогали кредиты, которые в конечном счёте оставили развитые экономики с огромными неподъёмными долгами. Очевидно, что это решение вовсе не решение, потому что оно ведёт к периодическим коллапсам и сбоям всей системы.

Иными словами, нам не удастся бесконечно наращивать автоматизацию производства, не изменив в корне отношения к потреблению, работе, досугу и распределению доходов. В противном случае, восстановление после этого кризиса станет лишь прелюдией к новому, ещё более жестокому. Львиная доля роста производительности за последние тридцать лет пошла на пользу исключительно состоятельным людям» («Ведомости», 22 марта 2007 г.).

И далее: «Отсутствие стремления к равномерному распределению ведёт к ситуации, когда богатые становятся очень богатыми, а потом супербогатыми, оставляя остальных членов общества далеко позади. Такой путь развития неправилен как с моральной, так и с практической точек зрения: для большинства людей хорошая жизнь в таких условиях становится вне всякой досягаемости. Кроме того, в таком обществе нарушается социальная связь людей, без чего не могут существовать демократия, мир и согласие» (www.vestifinance.ru/articles/14636, 23 июля 2012 г.)

*****

Французский социолог Эмманюэль Тодд считает, что образование создаёт неравенство в интеллектуальной и идеологической структуре развитых обществ. Новый «сверхкласс» богатых и информированных контролирует богатство и управляет политическими системами так, чтобы не допустить ослабления своих позиций: «Несмотря на то, что всеобщее избирательное право никуда не исчезло, элиты правой и левой частей спектра сплачивают ряды, чтобы блокировать любые изменения, которые могли бы вести к большему равенству. В нашем поразительном мире проводятся поразительные по расточительности и активности выборные кампании — только для того, чтобы удержать статус-кво» («Ведомости», 22 марта 2007 г.).

*****

В США во многом религия сделала самоотверженный труд по созданию материальных богатств высшим этическим идеалом, и благодаря религии общественное сознание приняло труд как высшую ценность жизни, без применения насилия. Убеждала и сама практика жизни, в которой иммигрант из Ирландии, прибывший в Америку без гроша в кармане, Эндрю Карнеги превратился в короля стали, конторский клерк Джон Рокфеллер — в нефтяного короля, а механик по починке велосипедов Генри Форд стал королём американской автомобильной промышленности. Их идеи были более весомы, чем библейские догмы, так как они подтверждались самим существованием огромных индустриальных империй, которые они создали («Религия труда», www.polemics.ru/articles, 19 сентября 2008 г.).

Неслучайны слова Генри Форда:

«Если ты рабочий, клерк, инженер, врач, юрист или полицейский, ежедневно выполняющий изо дня в день одну и ту же монотонную работу, мало чем отличающуюся от работы на конвейере, твоя работа — это божественное провидение, это не только твой общественный долг, это твоё предназначение на этой земле» (там же).

Заслуживает внимания убеждённость Людвига Эрхарда — автора немецкого экономического чуда: «Частные интересы могут быть оправданы лишь тогда, когда они одновременно служат также интересам общества».

*****

Приветствуя 15-летие рубрики «Экономика и духовность», директор издательства «Российская гуманитарная книга» Михаил Ненашев подчеркнул важность того внимания, которое в яростном мире «рыночной эры» еженедельник «Экономика и жизнь» уделяет идее нравственной стороны хозяйственных отношений, активно сопрягая эти два, казалось бы, противоположных понятия («Рубрике «Экономика и духовность» — 15 лет!» «Экономика и жизнь», 2011, № 29 — см. здесь же).

Многовековая история человечества убеждает в актуальности непреходящей истины: «Справедливо не обогащение как богатство немногих — справедливо производство и потребление в интересах свободного развития всех и каждого».