В системах эксплуатации особо опасных промышленных объектов и оборудования важную роль играют техническое обслуживание и ремонт (ТОиР). В атомной энергетике ТОиР уделяется особое внимание и выработаны подходы, обеспечивающие соответствующее качество, которые могут быть полезны в других отраслях. О повышении качества ТОиР, напрямую влияющих на ядерную безопасность, рассказывает Владимир Минаев, генеральный директор ОАО «Атомэнергоремонт» с 2006 по 2013 гг., к.э.н.
Существенное влияние на безопасную эксплуатацию АЭС оказывает качество ТОиР ее оборудования. Причем важные для безопасности конструкции, системы и компоненты ТОиР должны быть включены в программу профилактического ТО.
При установлении частоты и объема профилактического технического обслуживания значение имеют:
- важность систем для безопасности;
- рекомендации проектировщиков и поставщиков оборудования;
- опыт эксплуатации оборудования;
- результаты контроля состояния;
- вероятность отказа оборудования;
- возможность технического обслуживания без останова оборудования;
- необходимость поддержания доз облучения на разумно достижимом низком уровне (принцип ALARA).
Деятельность по обеспечению качества ТОиР включает:
- определение целей и задач организации;
- установление критериев оценки руководителями качества работы отдельных сотрудников и организации в целом;
- предоставление поддержки со стороны руководителей каждого работника при выполнении порученной ему работы;
- стимулирование стремления к непрерывному совершенствованию;
- создание в организации обстановки, способствующей достижению и повышению требуемого уровня качества;
- наделение работников необходимой ответственностью и полномочиями для выполнения работы;
- заявление о твердой решимости обеспечить наивысшее качество услуг и процессов;
- установление ответственности руководства за понимание и выполнение работниками своей роли и обязанностей в деле обеспечения качества;
- определение ключевых документов в области обеспечения качества работ.
Политика и стратегия в области качества
Политика и цели ОАО «Атомэнергоремонт» (далее — общество) в области качества определены федеральными законами, действующими нормами и правилами по безопасности в атомной энергетике и оформлены в виде «Заявления о политике в области качества». В соответствии с этим документом данная политика:
- соответствует целям общества;
- включает обязательства по соответствию требованиям системы менеджмента качества (СМК) и постоянному повышению ее результативности;
- создает основу для установления целей и анализа результативности СМК;
- распространена, понятна и реализуется во всей организации;
- регулярно пересматривается и актуализируется.
При этом высшим приоритетом является обеспечение ядерной, радиационной, пожарной и промышленной безопасности.
В качестве целей определены:
- высокий уровень культуры безопасности;
- удовлетворение обоснованных требований и ожиданий потребителей, работников общества и других заинтересованных сторон;
- обеспечение непрерывного улучшения качества предоставляемых услуг.
Достигаются поставленные цели путем:
- обеспечения соответствия предоставляемых услуг требованиям технологических регламентов и нормативных документов в области использования атомной энергии;
- реализации и совершенствования программ обеспечения качества;
- технического перевооружения производства;
- применения современных средств технического оснащения ремонта;
- планирования работ по качеству и совершенствования структуры управления качеством;
- поддержания в рабочем состоянии и постоянного улучшения результативности действующей СМК;
- эффективного управления материально-техническими ресурсами;
- выделения необходимых финансовых, материально-технических и людских ресурсов для выполнения работ в области качества;
- поддержания и повышения квалификации и культуры безопасности персонала;
- обеспечения материального и морального стимулирования деятельности работников;
- определения ответственности и порядка взаимодействия с поставщиками продукции, услуг;
- контроля соблюдения природоохранных требований;
- взаимодействия с общественностью по вопросам обеспечения безопасности и охраны окружающей среды.
В стратегии качества общества определены следующие основные направления и соответствующие мероприятия по достижению поставленных целей:
1. Ориентация не только на удовлетворение заказчика, но и на всеобщее вовлечение персонала в обеспечение качества:
- формирование постоянно действующей рабочей группы в рамках деятельности совета качества с постоянной целью «совершенствование и улучшение СМК общества»;
- создание информационного пространства для оперативного информирования персонала в области обеспечения и управления качествам;
- развитие системы, позволяющей оценивать степень удовлетворенности заказчика (потребителя).
2. Формирование у руководящего состава единого подхода по дальнейшему развитию СМК с учетом специфики деятельности общества:
- формирование групп руководящего состава для экспресс-курса обучения по управлению качеством.
3. Выбор технологий и инструментов для достижения целей СМК:
- оценка эффективности и результативности организационной структуры центрального аппарата и филиалов общества.
4. Моделирование основных процессов с учетом их взаимосвязей — управляющие, производственные и поддерживающие процессы:
- гармонизация деятельности структурных подразделений центрального аппарата и филиалов общества в условиях действующей организационной структуры;
- определение основных процессов и группировка их по блокам: управляющие — производственные — поддерживающие;
- оценка эффективности и результативности функционирования процессов центрального аппарата и филиалов общества.
5. Декомпозиция сквозных процессов и установление между ними взаимосвязей для результативного управления ими:
- гармонизация поставленных задач и функций подразделений центрального аппарата и филиалов общества;
- разработка функций выделенных и описанных процессов;
- определение параметров контроля и оценки результативности процессов;
- назначение владельцев выделенных и описанных процессов;
- анализ управленческой деятельности владельцев описанных процессов.
Система менеджмента качества
На основе организационной структуры общества создана, документально оформлена, внедрена и поддерживается в рабочем состоянии СМК, соответствующая требованиям ГОСТа ИСО 9001 и рекомендациям
МАГАТЭ. Образуют СМК совокупность элементов — структура управления качеством, полномочия и ответственность персонала, процессы и процедуры, материальные, людские и финансовые ресурсы, необходимые для обеспечения безопасной и эффективной деятельности.
Основывается СМК на политике и целях в области качества, задачах и функциях структурных подразделений, должностных инструкциях, распределении полномочий и ответственности по направлениям деятельности, взаимосвязанных процессах по достижению целей в области качества. Кроме того, на систематических мероприятиях по планированию, управлению и улучшению качества, процедурах взаимодействия с потребителями услуг и подрядными организациями, организационно-распорядительной документации, государственных и отраслевых стандартах, методиках и производственно-технической документации, а также внутреннем контроле и анализе функционирования СМК.
СМК — часть общей системы управления, поэтому она включает взаимодействие с надзорными органами для соблюдения обязательных требований по обеспечению ядерной безопасности и процессы постоянного улучшения и обеспечения соответствия требованиям потребителей, нормативных правовых актов.
Состав основных процессов центрального аппарата общества по видам деятельности приведен в табл. 1.
С целью использования опыта в области повышения качества работ общество осуществляет взаимовыгодное сотрудничество с Московским центром Всемирной ассоциации организаций, эксплуатирующих атомные электростанции (ВАО АЭС-МЦ). Происходит это в форме совместного планирования и проведения миссий ВАО АЭС-МЦ — партнерских проверок, технической поддержки (обучение, обмен опытом), семинаров, рабочих встреч.
Подобные партнерские проверки (не являются инспекцией регулирующего органа, аудиторской проверкой на соответствие национальным кодексам и стандартам) позволяют с помощью команды экспертов выявлять сильные стороны, положительную практику и вырабатывать рекомендации по улучшению деятельности.
Кроме того, в обществе разработаны общее руководство по качеству и программы обеспечения качества.
Общее руководство по качеству содержит:
- область применения СМК и ее положение в организационной структуре;
- функционально-информационную схему службы качества;
- описание и схему взаимодействия процессов СМК центрального аппарата и обособленных подразделений общества, а также взаимодействия с внешним миром;
- структуру взаимодействия филиала с АЭС, центральным аппаратом и надзорными органами;
- схему взаимодействия процессов СМК филиала.
Программы обеспечения качества по направлениям деятельности реализуют требования потребителей и надзорных органов к качеству работ и услуг, влияющих на безопасность АЭС, а также к условиям действия лицензий на право осуществления производственной деятельности. Такие программы регламентируют деятельность обособленных подразделений общества, направленную на реализацию основных критериев и принципов обеспечения безопасности АЭС, устанавливают распределение ответственности и порядок действий в области качества в работах на площадках АЭС.
В программах обеспечения качества содержатся:
- организационно-правовая форма взаимодействия общества/обособленного подразделения с потребителем и надзорными органами;
- мероприятия, важные для обеспечения ядерной безопасности при оказании услуг эксплуатирующей организации на конкретных площадках АЭС;
- мероприятия по обеспечению качества при выполнении работ, оказании услуг, важных для безопасности АЭС;
- описания процедур СМК, ссылки на руководства по качеству и документы СМК обособленных подразделений.
Руководство общества способствует повышению результативности СМК путем:
- создания условий для выполнения требований потребителя;
- определения политики и установления целей в области качества;
- проведения анализа СМК;
- гарантирования наличия необходимых ресурсов.
Ответственность и полномочия персонала определяются через:
- выпуск организационно-распорядительных документов;
- организацию разработки, согласования и утверждения положений о структурных подразделениях и должностных инструкций персонала;
- использование информационного портала и средств электронной коммуникации.
Развитие СМК
СМК развивается на основе обратной связи с потребителями услуг через мониторинг их удовлетворенности. А результаты такой оценки используются руководством для анализа качества работ по ТОиР оборудования АЭС.
При оценке используется следующая информация:
- непосредственное общение с потребителем;
- анкеты;
- сбор и анализ данных по договорам;
- претензии.
Например, метод анкетирования осуществляется по окончании работ обособленными подразделениями на площадках АЭС и приемки работ представителями цеха — владельца систем и оборудования АЭС.
По результатам оценок потребителей в анкетах определяется коэффициент удовлетворенности в баллах — сумма средних значений удовлетворенности по влияющим на качество критериям, взвешенным с учетом их значимости (см. табл. 2).
Для вычисления значения коэффициента удовлетворенности в процентах применяется формула:
Ку(%)=Куx100%
5
где Ку(%) — коэффициент удовлетворенности, %;
Ку — коэффициент удовлетворенности, в баллах;
5 — максимальный балл в оценочной шкале.
Затем по значению полученного коэффициента определяется уровень удовлетворенности потребителя (см. табл. 3).
При этом общество ориентируется на мнение президента сети отелей Ritz-Carlton Hotel Company Хорста Шульца: «До тех пор, пока ваши потребители не удовлетворены на 100%, и не просто удовлетворены, а в восторге от того, что вы для них делаете, вам есть к чему стремиться. И если вы достигли этих 100% удовлетворенности потребителей, удостоверьтесь, что вы внимательно следите за их возможными изменениями, чтобы быстро изменяться вместе с ними».
По результатам выведенного уровня удовлетворенности разрабатываются корректирующие и предупреждающие действия, эффективность которых оценивается при следующем мониторинге и анализе.
Вся полученная информация доводится до сведения руководства и служит основой для перспективного и краткосрочного планирования.
Регулярная оценка удовлетворенности потребителей на практике позволила выявить недостатки действующей СМК и определить направления ее развития:
- формальное назначение лиц, отвечающих за качество услуг или за удовлетворенность потребителя, приводит к непризнанию другими своей ответственности за достижение поставленных целей;
- неопределенность при постановке задач руководителями среднего звена подчиненному персоналу отражается на достижении поставленных целей;
- нечеткое распределение полномочий между руководителями среднего звена снижает эффективность управления;
- отсутствие единой схемы взаимосвязанных процессов приводит к снижению результативности управления;
- недостатки в управлении документацией по качеству.
- Анализ же недостатков СМК позволил сформулировать концептуальные решения по ее совершенствованию:
- дальнейшее развитие СМК должно производиться минимальными вложениями финансовых, временных и человеческих ресурсов;
- ориентация не только на удовлетворение потребностей заказчика, но и на всеобщее вовлечение персонала общества в обеспечение качества;
- формирование у руководящего состава единого подхода по дальнейшему развитию СМК с учетом специфики деятельности общества;
- выбор технологий и инструментариев для достижения целей СМК;
- формализация основных сквозных процессов с описанием системы их взаимосвязей по принципу: управляющие процессы — процессы производства — поддерживающие процессы;
- декомпозиция сквозных процессов с установлением взаимосвязей для результативного управления этими процессами между центральным аппаратом и филиалами общества.
Процессы СМК центрального аппарата общества (таблица 1)
№ |
Вид деятельности |
Процесс |
1 |
Реализация годового плана работы с персоналом: оценка, развитие, подготовка, мотивация и социальная защита персонала |
Управление персоналом |
2 |
Анализ требований к продукции и услугам, заключение, мониторинг и контроль исполнения договоров |
Связь с потребителями (управление договорами) |
3 |
Планирование производства и обслуживания |
Планирование процессов жизненного цикла продукции |
4 |
Подготовка, техническая поддержка и метрологическое обеспечение производства, управление ремонтом |
|
и модернизацией, строительно-монтажными работами, изготовлением продукции, проектированием и разработкой, |
|
|
обращением с радиоактивными отходами |
Управление производством |
|
5 |
Формирование годового плана закупок, выбор поставщиков, взаимодействие с поставщиками, поставки продукции |
Управление закупками |
6 |
Планирование, проведение и анализ результатов инспекционных проверок выполнения требований к безопасности |
|
в процессе производства работ на площадках АЭС |
Инспекции безопасности |
|
7 |
Удовлетворенность потребителей и обеспечение непрерывного улучшения качества предоставляемых услуг |
Управление качеством |
Анкета оценки удовлетворенности потребителя (таблица 2)
№ |
Критерии удовлетворенности |
Оценка деятельности по критериям | |||
1 |
Соответствие качества услуг установленным |
|
|
|
|
|
в договорах с заказчиком требованиям |
2 |
3 |
4 |
5 |
2 |
Соблюдение графиков выполнения ремонта оборудования |
2 |
3 |
4 |
5 |
3 |
Оперативность устранения дефектов на оборудовании |
2 |
3 |
4 |
5 |
4 |
Поддержание чистоты и порядка на рабочих местах |
2 |
3 |
4 |
5 |
5 |
Производственная дисциплина персонала ОАО «Атомэнергоремонт» |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Уровень квалификации персонала ОАО «Атомэнергоремонт» |
2 |
3 |
4 |
5 |
7 |
Сроки и качество оформления исполнительной документации |
2 |
3 |
4 |
5 |
8 |
Приверженность персонала ОАО «Атомэнергоремонт» |
|
|
|
|
|
принципам культуры безопасности |
2 |
3 |
4 |
5 |
9 |
Соблюдение персоналом требований по охране труда, |
|
|
|
|
|
радиационной и промышленной безопасности |
2 |
3 |
4 |
5 |
10 |
Соблюдение правил при выполнении работ со вскрытием оборудования |
2 |
3 |
4 |
5 |
Определение уровня удовлетворенности потребителя (таблица 3)
№ |
Значение индекса удовлетворенности, Ку(%) |
Интерпретация индекса удовлетворенности |
1 |
≥ 90 |
Отличный |
2 |
от 85 до 90 |
Очень хороший |
3 |
от 80 до 85 |
Хороший |
4 |
от 75 до 80 |
Средний |
5 |
от 70 до 75 |
Вызывающий беспокойство |
6 |
от 65 до70 |
Плохой |
7 |
от 60 до 65 |
Очень плохой |