Ещё до начала парламентских каникул может быть, наконец, принят внесённый премьер-министром Дмитрием Медведевым законопроект о контрактной системе и регулярной аттестации в театрах. Он поможет очистить театры от лишних людей.
Закон готовился давно и должен был вступить в силу ещё в июле прошлого-2012 г. Но тогда была выявлена полная неготовность большинства театральных коллективов к принятию новых условий труда. И окончательное рассмотрение было решено отсрочить на год, хотя впервые об основных положениях закона Дмитрий Медведев заявил ещё в свою бытность президентом.
Принятие нового закона обяжет всех артистов в течение года пройти обязательную переаттестацию. Впоследствии артисты будут обязаны каждые пять лет проходить тестирование на профессиональную пригодность. От обязательной процедуры будут освобождены только артистки, имеющие детей до трёх лет.
Что касается перехода на контрактную систему, то новый законопроект закрепит правомочность срочных договоров, отменив систему бессрочных договоренностей между работодателем и исполнителем.
За прошедший год необходимость в изменениях в законодательстве ощутили практически все руководители как благополучно существующих успешных театров, так и новоизбранные худруки. В целом 2012 г. был самым «бунтарским» за долгую историю театра. И это касалось не только локальных конфликтов, схожих по общим признакам с конфликтом Николая Цискаридзе с Большим театром, который сегодня вступил в завершающую стадию. Премьера балета, как известно, уведомили о том, что его срочные контракты – танцовщика и репетитора – 30 июня завершаются, после чего руководство Большого театра новых контрактов с ним заключать не планирует. Попытки Николая апеллировать театру, утверждая, что контактов он не заключал, находясь на штатной ставке, ни к чему не привели, а его официальные обвинения с обращением в суд не получили законной силы.
Конфликт артистов театра на Таганке с руководством театра в период работы там Юрия Любимова во многом также был спровоцирован несовершенством контрактной системы в театре. Юрий Любимов долгое время пытался наладить систему контрактных взаимоотношений в коллективе, чем спровоцировал рост недовольства у многих не задействованных в его постановках артистов театра.
Приход в театр имени Пушкина нового режиссёра Евгения Писарева был наименее «травматичным» по сравнению с появлением в качестве художественных руководителей – в театре имени Гоголя – Кирилла Серебренникова, а в театре имени Ермоловой – Олега Меньшикова, именно из-за деликатно и вовремя внедрённой контрактной системой работы. А вот Кирилл Серебренников не смог разобраться с труппой относительно новой системы, предлагаемой им. Художественный руководитель «Гоголь – центра» столкнулся с непримиримой оппозицией, имеющим в своём костяке ведущих актеров труппы. В итоге многие артисты, которых режиссёр планировал задействовать в репертуаре, уволились из театра и сегодня режиссёр вынужден во многих постановках довольствоваться приглашёнными на разовые ставки исполнителями из других театров. А это существенно затрудняет долгосрочное планирование и гастрольный график.
Олег Меньшиков также столкнулся с сопротивлением труппы. Его утверждение о том, что театр не собес стало нарицательным и обеспечило худруку не самую лучшую репутацию. А актёры театра Ермоловой как не хотели контрактных отношений, так своего негатива к этой новой норме отношений и не убавили. Аргумент пострадавшей стороны – отсутствие социальных гарантий. Именно об этом говорят художественные руководители многих успешных столичных театров. «Моя позиция – не выгонять – комментирует закон художественный руководитель театра сатиры Александр Ширвиндт. – Хотя многие мне говорят, что нельзя из театра делать богадельню». «Конечно, мы должны приблизиться к контрактной системе, которая существует на Западе, – говорит художественный руководитель театра «Ленком» Марк Захаров. – Но делать это надо только системно, постепенно, осторожно. А вот как предложить пройти переаттестацию Инне Чуриковой или Александру Збруеву, я себе не представляю. Такие артисты в нашем театре всегда могли работать только на условиях бессрочного трудового договора».
Олег Табаков, не отвергающий контрактную систему в принципе, заметил, что он «противозаконно использует эту меру уже 13 лет в МХАТе и 30 – в «Табакерке». При этом утверждая, что руководитель должен быть единоличным правителем на своей территории.
В российской правовой системе на сегодняшний день существует два типа контрактов: в рамках трудового права и в рамках гражданско-правового договора. Именно второй вариант и будет отныне использован при заключении трудовых отношениях в театральных коллективах.
Для того чтобы новый закон не нанёс ощутимого урона тем артистам, которые в силу разных причин не могут быть задействованы в репертуаре, предлагается ввести пакет социальных гарантий, включающий в себя обеспечение социальным жильём, получением денежного довольствия, оказание содействия в области повышения квалификации или профессиональной переподготовки. То есть не прошедшим аттестацию актёрам в каждом случае индивидуально будет предложено либо выйти за штат, оставаясь на разовом участии в спектакле, либо освоение иной доступной театральной профессии. Таким образом, будет снят «балласт» в виде заполненных неработающих ставок, освобождая возможность миграции артистов из других театров. А прослужившие всю свою долгую театральную жизнь в коллективе артисты будут иметь возможность пожизненно пользоваться выделенным им жилым фондом, получать средства к существованию. И иметь возможность всегда посещать свой театр по бессрочным пропускам.