Намерение использовать основное средство менее 12 месяцев не дает права компании учитывать его в составе материальных расходов. К такому выводу пришел ФАС Уральского округа в постановлении от 22.05.2013 № Ф09-3881/13.
Суть дела
Компания в июне 2010 г. приобрела оборудование для изготовления пластиковых окон. Предполагалось использовать его только для разовых работ, по завершении которых оно должно было быть продано. Поскольку на момент принятия оборудования к учету планировалось использовать его менее 12 месяцев, компания в налоговом учете включила стоимость объекта в состав материальных расходов, а в бухгалтерском учете учла на счете 10 «Материалы».
При проведении выездной налоговой проверки в ноябре 2011 г. налоговики доначислили компании налог на прибыль и налог на имущество. По мнению проверяющих, оборудование должно было быть учтено компанией в составе основных средств как в налоговом, так и в бухгалтерском учете. На момент проведения проверки оно находилось в помещении, принадлежащем компании, в смонтированном виде и полностью готовым к работе.
По Общероссийскому классификатору основных фондов ОК 013-94, утвержденному постановлением Госстандарта России от 26.12.94 № 359, данное оборудование относится к рабочим машинам и оборудованию (к виду 142922659 «Станки для обработки прочих материалов», группы 142922650 «Станки для обработки неметаллических материалов»). В соответствии с постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» станки для обработки прочих материалов с кодом 142922650 включены в пятую амортизационную группу со сроком полезного использования имущества от семи до десяти лет включительно.
В результате спорное имущество налоговики квалифицировали как объекты основных средств. Компания обратилась с иском в суд о признании решения инспекции недействительным.
Важно не намерение, а использование
Суды всех трех инстанций поддержали налоговиков. Логика их рассуждений была следующей. Имущество признается амортизируемым, если оно принадлежит налогоплательщику на праве собственности, используется им для извлечения дохода и его стоимость погашается посредством начисления амортизации. При этом первоначальная стоимость такого имущества на момент его принятия к учету должна была быть более 20 000 руб. (в настоящее время — более 40 000 руб.), а срок полезного использования — более 12 месяцев (п. 1 ст. 256 НК РФ).
Арбитры напомнили, что понятие основного средства для целей налогообложения прибыли дано в п. 1 ст. 257 НК РФ, и в нем срок полезного использования имущества не упоминается в качестве условия для признания объекта основным средством. Компанией не оспаривается, что оборудование введено в эксплуатацию с июня 2010 г. и применяется в качестве средства труда для производства и реализации товаров. Поэтому оно, с учетом его стоимости, является объектом основных средств, и налоговый орган правомерно исключил его из состава материальных расходов.
Кроме того, оборудование удовлетворяет всем признакам, предусмотренным п. 4 ПБУ 6/01 «Учет основных средств». Поэтому в бухгалтерском учете оно должно учитываться в составе основных средств, а его стоимость включаться в расчет среднегодовой стоимости имущества при расчете налога на имущество организаций (п. 1 ст. 375 НК РФ).
Средство труда всегда основное средство
В данном деле компания перепутала срок, в течение которого она хотела применять оборудование в качестве средства труда, со сроком его полезного использования и дорого поплатилась за это. Ведь срок полезного использования амортизируемого имущества определяется с учетом Классификации основных средств, утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 (п. 1 ст. 258 НК РФ). То есть установить этот срок можно только в пределах разрешенных сроков той амортизационной группы, к которой относится объект согласно данной Классификации. Поэтому даже если компания, например, будет использовать оборудование, относящееся к пятой амортизационной группе, только три месяца, а затем продаст его, минимальный срок его полезного использования в налоговом учете составит семь лет. И компания должна будет включить такое оборудование в состав основных средств и начислять по нему амортизацию исходя из семилетнего срока.
В бухгалтерском учете имущество принимается в состав основных средств, если одновременно выполняются следующие условия (п. 4 ПБУ 6/01):
- объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;
- объект предназначен для использования в течение длительного времени, то есть срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
- организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;
- объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.
Таким образом, для целей квалификации оборудования в качестве основного средства в бухгалтерском учете важна именно его предназначенность для применения в качестве средства труда в течение длительного периода времени, превышающего 12 месяцев, а не то, сколько месяцев компания фактически планирует его использовать.
Отметим, что намерение компании, приобретающей оборудование для производства разовых работ, продать его после их завершения не означает, что в этом случае не выполняется предпоследнее условие п. 4 ПБУ 6/01. В данной норме речь идет о том, что объект изначально приобретается как товар для его последующей перепродажи. А если перед перепродажей он используется в качестве средства труда, то цель его приобретения — использование в производстве продукции. Следовательно, и в бухгалтерском учете оборудование, купленное для разовых работ, но по своим характеристикам фактически предназначенное для использования в качестве средства труда более 12 месяцев, будет считаться основным средством.