Финансовое ведомство хочет за два года заменить существующую контрольно-кассовую технику на ККТ нового поколения. При осуществлении расчетов наличными и (или) с применением банковских карт, использовать можно будет только технику, которая сможет передавать информацию в электронном виде сначала оператору фискальных данных, а затем налоговым органам. То есть данные о расчетах будут поступать к налоговикам в режиме онлайн. Соответствующий законопроект с поправками в закон о применении контрольно-кассовой техники подготовлен Минфином России и сейчас проходит процедуру оценки регулирующего воздействия (ОРВ) в Минэкономразвития России.
Выгоды очевидные и не очень
По мнению разработчиков документа, реализация нового правового механизма позволит снизить административную и финансовую нагрузку на налогоплательщиков за счет того, что будет упрощен порядок предоставления государственной услуги по регистрации и перерегистрации ККТ. Кроме того, отпадет необходимость в проведении необоснованных проверок с выходом на место установки ККТ.
Налогоплательщикам также обещают, что сократятся их издержки, связанные с использованием ККТ, и даже называют конкретную сумму ежегодной экономии — 25 млрд руб.
На наш взгляд, о сокращении издержек говорить рано. Ведь в случае принятия закона всем без исключения налогоплательщикам придется заменить свою ККТ на более современную, отвечающую новым требованиям, а также заключить договоры на обработку фискальных данных. И техническое обслуживание ККТ никто не отменяет. Поэтому расходы, скорее, увеличатся.
Государство также не окажется в убытке. Налоговики смогут создать современную автоматизированную систему контроля за применением ККТ. Эта система будет анализировать полноту учета выручки и выявлять зоны риска. И только после этого будут назначаться проверки. В результате должен сократится теневой оборот наличности.
Получат свои выгоды и потребители. Так, кассовый чек будет формироваться не только в бумажном, но и в электронном виде, и станет доступным для потребителя и продавца в любой момент — потерять его будет невозможно.
Таким образом, существенно меняются принципы работы контролирующих органов в сфере наличных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт.
Новые принципы — новые понятия
Изменение подходов к контрольной работе в свою очередь требует изменения понятийного аппарата, установленного Федеральным законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее — Закон о ККТ).
Сегодня названный закон оперирует всего восьмью понятиями. Это контрольно-кассовая техника, используемая при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт; наличные денежные расчеты; фискальная память; фискальный режим; фискальные данные; Государственный реестр контрольно-кассовой техники; платежный терминал и банкомат (см. таблицу).
С принятием комментируемых поправок добавится еще 21 новое понятие в сфере ККТ. И всего будет действовать 29 понятий. Причем ныне действующие понятия существенно изменятся.
Например, сегодня под контрольно-кассовой техникой Закон о ККТ понимает контрольно-кассовые машины, оснащенные фискальной памятью, электронно-вычислительные машины, в том числе персональные, программно-технические комплексы. Законопроект предусматривает три градации ККТ:
— ККТ, используемая при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт — контрольно-кассовые машины, электронно-вычи-слительные машины, в том числе персональные, программно-технические комплексы, оснащенные функцией передачи информации и (или) функцией фиксации информации;
— ККТ с функцией передачи информации — контрольно-кассовая техника, обеспечивающая передачу в неизменном виде через оператора фискальных данных в адрес налоговых органов в электронном виде информации о наличных денежных расчетах и (или) расчетах с использовнием платежных карт;
— ККТ с функцией фиксации информации — контрольно-кассовая техника, обеспечивающая в неизменном виде запись в фискальной памяти информации о наличных денежных расчетах и (или) расчетах с использованием платежных карт.
Многие понятия, которые налогоплательщики применяют на практике, будут узаконены (например, кассовый чек, марка-пломба).
Одно из важнейших новых понятий — это оператор фискальных данных. Фактически появится новый рынок услуг: операторами фискальных данных станут юридические лица, получившие право на обработку таких данных (по сути, лицензию) и располагающие необходимой техникой. Регулировать деятельность операторов будут новые ст. 5.1 и 5.2 Закона о ККТ, а также нормативные правовые акты, принятые в соответствии с названными статьями.
Сравниваем понятийный аппарат, используемый в сфере применения ККТ
№ п/п |
Закон о ККТ |
Законопроект |
Контрольно-кассовая техника | ||
1 |
Контрольно-кассовая техника, используемая при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт (далее — контрольно-кассовая техника), — контрольно-кассовые машины, оснащенные фискальной памятью, электронно-вычислительные машины, в том числе персональные, программно-технические комплексы |
Контрольно-кассовая техника, используемая при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт (далее — контрольно-кассовая техника) — контрольно-кассовые машины, электронно-вычислительные машины, в том числе персональные, программно-технические комплексы, оснащенные функцией передачи информации и (или) функцией фиксации информации |
2 |
Контрольно-кассовая техника с функцией передачи информации — контрольно-кассовая техника, обеспечивающая передачу в неизменном виде через оператора фискальных данных в адрес налоговых органов в электронном виде информации о наличных денежных расчетах и (или) расчетах с использованием платежных карт | |
3 |
Контрольно-кассовая техника с функцией фиксации информации — контрольно-кассовая техника, обеспечивающая в неизменном виде запись в фискальной памяти информации о наличных денежных расчетах и (или) расчетах с использованием платежных карт | |
Наличные денежные расчеты | ||
4 |
Наличные денежные расчеты — произведенные с использованием средств наличного платежа расчеты за приобретенные товары, выполненные работы, оказанные услуги |
Наличные денежные расчеты — произведенные с использованием средств наличного платежа расчеты за приобретенные товары, выполненные работы, оказанные услуги |
Фискальная память | ||
5 |
Фискальная память — комплекс программно-аппаратных средств в составе контрольно-кассовой техники, обеспечивающих некорректируемую ежесуточную (ежесменную) регистрацию и энергонезависимое |
Фискальная память — комплекс программно-аппаратных средств, включая накопитель фискальной памяти и контрольную ленту, конструктивно встроенных в состав контрольно-кассовой техники |
5 |
долговременное хранение
|
|
Фискальный режим | ||
6 |
Фискальный режим — режим функционирования контрольно-кассовой техники, обеспечивающий регистрацию фискальных данных в фискальной памяти |
Фискальный режим — режим функционирования контрольно-кассовой техники, обеспечивающий: |
7 |
|
для контрольно-кассовой техники с функцией передачи информации — передачу в неизменном виде через оператора фискальных данных информации о наличных денежных расчетах и (или) расчетах с использованием платежных карт в электронном виде в адрес налоговых органов, создание оператором фискальных данных фискального признака и отражение на кассовом чеке фискальных данных; |
8 |
|
для контрольно-кассовой техники с функцией фиксации информации — создание фискального признака, запись фискальных данных в фискальной памяти и отражение на кассовом чеке фискальных данных |
Фискальные данные | ||
9 |
Фискальные данные — фиксируемая на контрольной ленте и в фискальной памяти информация о наличных денежных расчетах и (или) расчетах с использованием платежных карт |
Фискальные данные — информация о наличных денежных расчетах и (или) расчетах с использованием платежных карт с присоединенным к ней фискальным признаком |
Государственный реестр контрольно-кассовой техники | ||
10 |
Государственный реестр контрольно-кассовой техники (далее — Государственный реестр) — перечень сведений о моделях контрольно-кассовой техники, применяемой на территории Российской Федерации |
Государственный реестр контрольно-кассовой техники (далее — Государственный реестр) — перечень сведений о моделях контрольно-кассовой техники с функцией фиксации информации, применяемой на территории Российской Федерации |
Платежный терминал | ||
11 |
Платежный терминал — устройство для осуществления наличных денежных расчетов в автоматическом режиме (без участия уполномоченного лица организации или индивидуального предпринимателя, осуществляющих наличные денежные расчеты) |
Платежный терминал — устройство для осуществления наличных денежных расчетов в автоматическом режиме (без участия уполномоченного лица организации или индивидуального предпринимателя, осуществляющих наличные денежные расчеты) |
Банкомат | ||
12а |
Банкомат — устройство для осуществления в автоматическом режиме (без участия уполномоченного лица кредитной организации или банковского платежного агента, субагента, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности) наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, передачи распоряжений кредитной организации об осуществлении расчетов по поручению физических лиц по их банковским счетам, а также для составления документов, подтверждающих передачу соответствующих распоряжений (редакция нормы действует до 9 мая 2014 г.) |
Банкомат — устройство для осуществления в автомати-
|
12б |
Банкомат — устройство для осуществления в автоматическом режиме (без участия уполномоченного лица кредитной организации или банковского платежного агента, банковского платежного субагента, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о национальной платежной системе) выдачи и (или) приема средств наличного платежа (банкнот) с использованием платежных карт, наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, передачи распоряжений кредитной организации об осуществлении расчетов по поручению клиентов по их банковским счетам и для составления документов, подтверждающих передачу соответствующих распоряжений (редакция будет действовать с 9 мая 2014 г.; Федеральный закон от 07.05.2013 № 89-ФЗ) |
|
Ввод в эксплуатацию контрольно-кассовой техники | ||
13 |
— |
Ввод в эксплуатацию контрольно-кассовой техники — процесс подготовки контрольно-кассовой техники, вновь вводимой в эксплуатацию, к применению, завершающийся проверкой фискального признака на кассовом чеке |
Кассовый чек | ||
14 |
— |
Кассовый чек — первичный учетный документ, выполненный контрольно-кассовой техникой в момент оплаты товара (работы, услуги) на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа, подтверждающего факт осуществления между пользователем и покупателем (клиентом) наличного денежного расчета и (или) расчета с использованием платежных карт, содержащий сведения об этих расчетах |
Контрольная лента | ||
15 |
— |
Контрольная лента — первичный учетный документ, выполненный контрольно-кассовой техникой на бумажном и (или) электронном носителе, содержащий сведения о пользователе, о контрольно-кассовой технике и фискальные данные |
Марка-пломба | ||
16 |
— |
Марка-пломба — защищенная от подделки полиграфическая продукция, позволяющая выявить факт вскрытия и (или) удаления корпуса контрольно-кассовой техники |
Накопители фискальной памяти | ||
17 |
— |
Накопители фискальной памяти — программно-аппаратные средства фискальной памяти, обеспечивающие запись, систематизацию, накопление, хранение в неизменном виде без потребления энергии от источников питания в течение не менее пяти лет с даты записи, извлечение фискальных данных и информации о пользователе и о контрольно-кассовой технике, предоставление доступа к таким данным и информации налоговым органам, исключающие изменение, блокирование, удаление и уничтожение фискальных данных и информации о пользователе и о контрольно-кассовой технике |
Оператор фискальных данных | ||
18 |
— |
Оператор фискальных данных — юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющее место нахождения в Российской Федерации, получившее в соответствии с настоящим Федеральным законом и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах право на обработку фискальных данных, имеющее соответствующие технические средства и самостоятельно осуществляющее обработку фискальных данных |
Обработка фискальных данных | ||
19 |
— |
Обработка фискальных данных — любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации с информацией о наличных денежных расчетах и (или) расчетах с использованием платежных карт, с фискальным признаком, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение в неизменном виде, извлечение, использование, передачу в адрес налоговых органов, предоставление таких данных и доступ к таким данным |
|
|
налоговым органам, исключая изменение, обезличивание, блокирование, удаление и уничтожение фискальных данных и информации о наличных денежных расчетах и (или) расчетов с использованием платежных карт |
Паспорт контрольно-кассовой техники | ||
20 |
— |
Паспорт контрольно-кассовой техники — документ, выдаваемый поставщиком контрольно-кассовой техники, содержащий сведения о контрольно-кассовой технике и выполненных работах (услугах) по технической поддержке контрольно-кассовой техники |
Перерегистрация контрольно-кассовой техники | ||
21 |
— |
Перерегистрация контрольно-кассовой техники — внесение изменений в сведения, внесенные в книгу учета контрольно-кассовой техники и карточку регистрации контрольно-кассовой техники, и выдача (направление в электронном виде) пользователю новой карточки регистрации контрольно-кассовой техники |
Поставщик контрольно-кассовой техники | ||
22 |
— |
Поставщик контрольно-кассовой техники — организация или индивидуальный предприниматель, обеспечивающие производство, распространение и техническую поддержку контрольно-кассовой техники, включая поставку запасных частей к контрольно-кассовой технике |
Пользователь | ||
23 |
— |
Пользователь — лицо, применяющее контрольно-кассовую технику при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт с покупателем (клиентом) в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг |
Проверка исправности контрольно-кассовой техники | ||
24 |
— |
Проверка исправности контрольно-кассовой техники — проверка соответствия контрольно-кассовой техники требованиям, установленным настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, завершающаяся проверкой фискального признака на кассовом чеке |
Регистрация контрольно-кассовой техники | ||
25 |
— |
Регистрация контрольно-кассовой техники — внесение записи о контрольно-кассовой технике и ее пользователе в книгу учета контрольно-кассовой техники, присвоение контрольно-кассовой технике регистрационного номера и выдача (направление в электронном виде) пользователю карточки регистрации контрольно-кассовой техники |
Стационарный торговый объект | ||
26 |
— |
Стационарный торговый объект — торговый объект, представляющий собой здание или часть здания, строение или часть строения, прочно связанные фундаментом такого
|
Техническая поддержка контрольно-кассовой техники | ||
27 |
— |
Техническая поддержка контрольно-кассовой техники — работы и услуги по вводу в эксплуатацию, проверке исправности, ремонту, техническому обслуживанию и выводу из эксплуатации контрольно-кассовой техники, выполняемые поставщиком контрольно-кассовой техники или центром технического обслуживания |
Фискальный признак | ||
28 |
— |
Фискальный признак — информация, созданная в результате преобразования сведений о наличных денежных расчетах и (или) расчетах с использованием платежных карт, которая обеспечивает достоверность и некорректируемость информации о таких расчетах |
Центр технического обслуживания | ||
29 |
— |
Центр технического обслуживания — организация или индивидуальный предприниматель, уполномоченные поставщиком на осуществление технической поддержки модели контрольно-кассовой техники |
Исключения возможны
Как следует из законопроекта, контрольно-кассовую технику с функцией фиксации информации, включенную в Государственный реестр, и (или) ККТ с функцией передачи информации будет применяться на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг.
В то же время предусмотрены некоторые исключения. Так, в отдаленных от сетей связи местностях (за исключением городов), указанных в перечне, утвержденном законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ, организации и индивидуальные предприниматели смогут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ с функцией передачи информации.
Закон о ККТ обрастет новыми документами
Законопроект предусматривает и многие другие изменения. В частности, в новой редакции будет изложена ст. 4 закона о ККТ, устанавливающая требования к контрольно-кассовой технике, порядку и условиям ее применения и регистрации.
Так, порядок и форматы передачи в электронном виде информации о наличных денежных расчетах и (или) расчетах с использованием платежных карт через оператора фискальных данных в адрес налоговых органов, порядок обработки фискальных данных будет утверждать федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять функции по контролю и надзору за соблюдением требований к ККТ, порядку и условиям ее регистрации и применения, за полнотой учета выручки (денежных средств) в организациях и у индивидуальных предпринимателей. Скорее всего, таким органом будет ФНС России. Хотя возможно и создание новой службы.
Кроме того, как уже было сказано, на основании Закона о ККТ будут изданы также нормативные правовые акты, регулирующие деятельность операторов фискальных данных.
Другие изменения в законодательстве
Законопроект предполагает внесение изменений и в другие законодательные акты. Так, изменения в КоАП РФ, в частности, затронут пользователей ККТ, операторов фискальных данных, лиц, осуществляющих техническую поддержку ККТ. Изменения в другие законы носят технический характер.