В среду, 26 июня, президент внес на рассмотрение в Госдуму проекты двух постановлений — об объявлении амнистии за экономические преступления и порядке ее применения. Можно, безусловно, только порадоваться за предпринимателей, которые окажутся на свободе в ближайшее время (их число превышает 10 000 человек). Но приходится также сожалеть, что в ряды счастливчиков не попадут многие бизнесмены, из-за того что некоторые статьи УК не вошли в перечень, предусмотренный амнистией.
Проекты постановлений предусматривают освобождение от отбывания наказания граждан, впервые привлеченных к уголовной ответственности или впервые осужденных за преступления в сфере предпринимательской деятельности. Предполагается также прекращение уголовных дел в отношении таких лиц, находящихся в производстве органов дознания, предварительного следствия и судов.
Обязательным условием применения амнистии является выполнение подозреваемыми и обвиняемыми обязательств по возврату имущества или возмещению убытков потерпевшим. Причем оно касается как граждан, уголовные дела в отношении которых находятся в стадии судебного рассмотрения или предварительного расследования, так и лиц, приговоры в отношении которых вступили в законную силу. Проще говоря, не всем амнистия будет по карману.
Под действие амнистии подпадают не только заключенные, но и граждане, осужденные к наказаниям, не связанным с лишением свободы, условно осужденные, лица, наказание которым отсрочено, и условно-досрочно освобожденные.
Постановления могут быть приняты Госдумой, по оценке председателя Комитета по законодательству Павла Крашенинникова, совсем скоро — уже 2 июля. На реализацию амнистии они отводят шесть месяцев со дня вступления их в силу.
Тяжелые тюремные ворота откроются для широкого круга предпринимателей, осужденных за преступления, имеющие экономический характер. Перечень статей УК РФ выглядит довольно внушительным (ст. 146, 147, ч. 1 и 4 ст. 159, ст. 171, ч. 1 ст. 171, 172, ч. 1 и 2 ст. 173, ст. 174, ч. 1 ст. 174, ст. 176, 177, ч. 1 и 2 ст. 178, ст. 180, 181, 191—193, ч. 2 ст. 194, п. «а» ч. 3 ст. 194, ст. 195—199, ч. 1 и 2 ст. 199).
В целом на свободу могут выйти, по словам омбудсмена Бориса Титова, около 13 500 человек, которые уже находятся в местах не столь отдаленных по указанным в проекте постановлений статьям. Он также насчитал 70 000—80 000 бизнесменов, осужденных на условные сроки, штрафы и к другим наказаниям, не связанным с лишением свободы.
Сопредседатель «Деловой России» Александр Галушка считает принятое решение об амнистии вехой в истории развития российского предпринимательства и общества в целом. «Веха — потому что мы не раз отмечали: за тысячами административных барьеров стоит один ментальный барьер — это презумпция виновности нашего бизнеса. Амнистия — это самая сильная мера, способная переломить пласт в обратную сторону. От презумпции виновности прийти к презумпции добросовестности предпринимательской деятельности», — оптимистично заявил лидер «делоросов».
«Амнистия — это то, что долго волновало бизнес-сообщество. В этом направлении огромная работа была проделана институтом омбудсмена, — комментирует радостную новость председатель совета директоров «Р-Фарм» Алексей Репик. — Это непростой, крайне важный шаг, и мы его воспринимаем просто как победу и совершенно явный сигнал, что предпринимательское сообщество президентом услышано».
Однако в любом, даже самом благом деле не обходится без ложки дегтя. Из проекта амнистии выпало немало статей УК, по которым в тюрьмах и лагерях сидят российские бизнесмены. Среди них, по словам Б. Титова, печально знаменитая ст. 159 УК РФ, предусматривающая наказание за мошенничество в сфере предпринимательской деятельности. Точнее, в перечень амнистии вошли ч. 1 и ч. 4 ст. 159 УК. А детализация этой статьи вступила в силу только с 1 января нынешнего года, и большинство предпринимателей имеют приговоры по основной 159-й статье.
В ближайшее время, подчеркивает Б. Титов, предстоит проделать большую работу, чтобы переквалифицировать приговоры бизнесменам со ст. 159 на ст. 159 ч. 1 и ч. 4. Причем сделать это надо быстро — за полгода.
Лишь бы успеть, ведь следующую амнистию могут объявить нескоро, и придется ждать — то ли новых президентских выборов, тот ли нового экономического кризиса, когда понадобится резко улучшать предпринимательский климат.