Ранним утром в четверг, 27 июня, после многочасовых переговоров 27 министров финансов Евросоюза поставили подписи под едиными правилами спасения банков. Сказано, что в крайнем случаем можно будет спасать банкиров за счет вкладчиков, как уже было отработано на Кипре.
Прежде всего расходы по спасению банков понесут их акционеры. Следующие на очереди — кредиторы банков. Если этих средств окажется недостаточно, в ход пойдут средства малых компаний и депозиты граждан — не целиком, а только превышающие застрахованную сумму в 100 000 евро. Но если и этого будет мало, в ситуацию позволено будет вмешаться государству. Ответственность акционеров, кредиторов и вкладчиков ограничена 8% обязательств банка, а государства — 5% обязательств.
Утреннее решение — это широкий шаг в сторону настоящего банковского союза ЕС и важная часть решения задачи восстановления финансовой и экономической стабильности, пишут аналитики. Они подчеркивают, что решение касается не только 17 стран еврозоны, которые сообща справлялись с долговым кризисом и накопили гигантский опыт, но и тех десяти стран союза, которые продолжают пользоваться собственной валютой. Такое единообразие не позволит сыграть на разногласиях внутри ЕС.
«Общество почувствует, что мы приняли радикальное решение, — заявил Йорун Дяйсельблум, министр финансов Голландии. — Мы возвращаем финансовому сектору его проблемы, налогоплательщики от них отстраняются. А финансисты будут нести отныне гигантскую ответственность за свои действия».
Радикальное решение далось министрам финансов тяжело. На прошлой неделе переговоры продолжались 19 часов и не дали результата; успешные переговоры, как говорят наблюдатели, стали успешными во многом потому, что отступать было уже некуда: начинался саммит Евросоюза, на котором политики просто обязаны объявить о прогрессе в финансовой и экономической дисциплине.
Впервые речь о более плотном сотрудничестве банковских регуляторов или о банковском союзе в связи с разразившимся долговым кризисом зашла почти ровно год назад: идея в том, чтобы наблюдение и санация проблемных банков становились общеевропейской задачей, а не узконациональной. Нет нужды скрывать, пишут аналитики, что за ранним утренним решением министров финансов стоят прежде всего более богатые страны союза, такие как Германия, Голландия или Финляндия, граждане которых высказывают своим правительствам упреки в использовании средств «родных» налогоплательщиков на благо каких-то чужих налогоплательщиков. Министр финансов Германии Вольфганг Шойбле прямо-таки лучился радостью: «Долго говорили, переговоры были трудными и напряженными. Но мы сделали важный шаг. Да, важный шаг! И мы будем двигаться к созданию банковского союза шаг за шагом!»
Министр финансов Ирландии Майкл Нунэн подчеркивает, что моральная недоброкачественность ситуации, при которой обанкротившиеся банки просто сидят и ждут, когда же государство даст им денег, отныне прекращает существование.
После того как на саммите европейские правительства в лице их глав одобрят работу министров финансов, предстоит новая стадия: одобрение парламентами. Там могут возникнуть новые осложнения, но политические аналитики уверены, что их удастся преодолеть.
Кроме того, ликвидирована угроза паралича всей работы ЕС в начале следующего года из-за отсутствия утвержденного семилетнего бюджетного плана. Глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу объявил, что Европарламенту, Евросовету и Еврокомиссии удалось в четверг, 27 июня, достичь соглашения по бюджету сообщества на 2014—2020 гг., принятому главами государств и правительств стран-членов еще в феврале. Теперь пакет договоренностей передадут Совету ЕС и Европарламенту для утверждения.