В очередном обзоре состояния российской экономики от банка «Зенит» отмечается, что даже если максимально осторожно учесть сезонный и календарный фактор, выходит, что рост экономики минимален.
Промышленность полностью остается зависимой от внешнего спроса на российское сырье. В остальном прогноз очень сдержанный: даже потребление сохраняет невысокий потенциал роста ввиду давления со стороны инфляции и ограниченной перспективы повышения реальных доходов.
Экономические данные Росстата за май выглядит неутешительно: экономика продолжала терять позиции по всем фронтам. Производственный сектор наиболее сильно пострадал в части обрабатывающих отраслей, инвестиционная активность оставалась слабой несмотря на некоторую активизацию строительного сектора. Потребление также не порадовало, хотя и осталось единственной точкой роста для экономики.
Промышленное производство наиболее сильно пострадало от календарного фактора: в мае 2013 г. было на три рабочих дня меньше, чем в мае 2012 г. Предприятия с непрерывным циклом производства менее всего испытали на себе эффект праздника, поэтому добывающие сектора нарастили выпуск на 2,3% в годовом выражении, а обрабатывающие — сократили на 4,4%. В товарной структуре обрабатывающих отраслей по-прежнему лидирует пищевая промышленность, отдельные виды основных стройматериалов, а также автомобильное топливо. Аутсайдеры: химическая промышленность, автомобилестроение и металлообработка.
После двух месяцев снижения инвестиции в основной капитал продемонстрировали рост на символические 0,4% в годовом выражении. Произошло это исключительно на фоне оживления в строительстве (+1,7% г/г), на которое пришлось порядка 55% от всех инвестиций. Вторая по значимости часть — потребление капитальных товаров — не растет.
Внутренний спрос в мае затух из-за инфляции и отсутствия индексации социальных выплат. Розничные продажи увеличились всего 2,9% в годовом выражении, это минимум с начала 2010 г. Необычный фактор — снижение реальных располагаемых денежных доходов населения (–1,3% в годовом выражении), и это несмотря на рост потребительского кредитования на 2,7% (к апрелю).