Приступила к работе новая председательница Центрального банка России Эльвира Набиуллина. Большинство банковских экспертов ожидают, что в ЦБ начнутся перемены, но происходить они будут постепенно.
Для профессионального сообщества, пишут аналитики, особенно важно отношение Эльвиры Набиуллиной к обязательности свода банковских правил, получившего название «Базель III». Эти правила разработаны Банком международных расчетов (штаб-квартира в Базеле считается «центробанком для центробанков»), они предусматривают существенно более консервативное отношение к рискам и более высокие требования к банковским нормативам, чем практикуется сейчас в РФ. В мире к работе по этим правилам в обязательном порядке еще тоже не перешли.
Предыдущая администрация ЦБ считала возможным ввести «Базель III» не далее чем в октябре нынешнего года, на что наши банки решительно возражали. Э. Набиуллина говорит, что дождется анализа воздействия более строгих норм на российский банковский сектор, а уж потом решит, когда их стоит ввести.
Другой важнейший вопрос работы нового руководства ЦБ — ужесточение банковского и вообще финансового надзора. При Эльвире Набиуллиной в структуру ЦБ добавится нынешняя Федеральная служба по финансовым рынкам. По мнению новой председательницы, появление мегарегулятора вызвано объективными переменами в финансовой ситуации. В России действуют финансовые группы, включающие в свой состав не только банки, но и страховые компании, и пенсионные фонды, и другие институты. И если надзор за их банковской деятельностью налажен, и отдельные надзоры за страховой и иными видами финансовой деятельности также имеются, то операции между структурами финансовых групп от внимания регуляторов ускользают, объясняет она, нет комплексного подхода. Это, учитывая практически бесконечные возможности трансграничных транзакций, создает ненужные риски. Мегарегулятору будут лучше видны такие риски, полагает Э. Набиуллина, а кроме того, ЦБ, с его мощной кадровой и методологической базой, сможет просто улучшить качество надзора в небанковской финансовой сфере.
Э. Набиуллина говорит, что и банковский надзор требует серьезного улучшения. В отличие от многих других банковских специалистов она не считает обязательно необходимым сокращение количества банков в России, важно, по ее мнению, иное: банки должны быть здоровыми и иметь хорошую репутацию. А репутация банков — дело отнюдь не профессиональных организаций, а именно самого ЦБ, который решит, какую информацию запрашивать для установления истины и где ее брать. Банковские руководители должны понимать, что если они будут пытаться приукрашивать отчетность, представляя себя в лучшем виде, им придется нести ответственность вплоть до уголовной. Дело в том, что новая председательница ЦБ Набиуллина поддерживает поправки, вводящие уголовное наказание за недостоверную банковскую отчетность.
Главную проблему Э. Набиуллина видит в замедлении экономического роста в России. Витавшая в воздухе идея водрузить ответственность за рост непосредственно на ЦБ не нашла воплощения, и обеспечивать его достойные цифры по-прежнему обязанность правительства, но это не снимает задачи и с ЦБ. Роль ЦБ в деле взращивания ВВП Э. Набиуллина пока декларирует вполне в духе М. Фридмана — держать инфляцию. Она предупреждает, что снижение ставок рефинансирования не всегда приводит к дополнительному росту, скорее уж, в нынешних условиях, — к увеличению оттока капитала и росту инфляции. Э. Набиуллина уверяет, что не является сторонницей жесткого регулирования ставок кредита, и хотя банковская доходность, по ее мнению, сейчас кажется несколько завышенной, но это следствие особенностей российского банковского рынка, на котором существуют риски и расходы, не замеченные в других странах.
Снижения основных учетных ставок от ЦБ ждут уже два месяца, было впечатление, что на ближайшем после вступления в должность заседании совета ЦБ изменит ставки, но после программных выступлений Набиуллиной уверенность рынка пропала, и теперь эксперты говорят скорее об осени как о вероятном времени изменения ставок.