Не числом проектов, а качеством их претворения будет оцениваться эффективность дорожных карт Национальной предпринимательской инициативы. И единственным оценщиком будет бизнес.
Генеральный директор Агентства стратегических инициатив (АСИ) Андрей Никитин заявил журналистам: «Если бизнес говорит, что пункт дорожной карты не выполнен, — никакие другие мнения приниматься в расчет не должны. Когда покупатель говорит, что колбаса несвежая, значит, так оно и есть».
Девять из 22
Автономная некоммерческая организация «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов», которой в августе исполняется два года (распоряжение Правительства РФ от 11.08.2011 № 1393-р), призвана способствовать самореализации молодых амбициозных лидеров, которые могут вывести Россию на передовые позиции в мире и построить страну, в которой хочется жить и работать. С этой целью агентство ведет поиск, отбор и продвижение инициативных проектов, способствует распространению лучших практик, участвует в подготовке нормативно-правовых документов, направленных на ликвидацию административных барьеров перед бизнесом. В задачи АНО «АСИ» входит:
- развитие и увеличение количества лидеров из среднего бизнеса и социального сектора;
- улучшение предпринимательского климата, создание позитивного имиджа предпринимателя и предпринимательства в российском обществе;
- содействие развитию профессиональных компетенций;
- формирование и поддержка нового молодежного менеджмента в социальных учреждениях;
- развитие некоммерческих организаций в секторе социальных услуг, прежде всего бюджетных.
Стартом деятельности агентства стала работа над предложенными бизнесом 22 проектами по упрощению, удешевлению и ускорению действующих в стране процедур по ведению бизнеса. Впоследствии их назвали национальной предпринимательской инициативой (НПИ) по улучшению инвестиционного климата в России, а каждый проект стал именоваться дорожной картой НПИ.
Девять дорожных карт утверждены Правительством РФ. Их реализация действительно имеет позитивное действие, в частности, в сфере капитального строительства, таможенного надзора, электрообеспечения бизнеса. Но, как показывает анализ, не все так гладко, как кажется. По состоянию на 1 июня 2013 г. из 126 мер более половины не выполнены. А всего до 2018 г. согласно более чем 30 ключевым показателям эффективности надо реализовать не менее 400 мероприятий. Причины кроются как в неповоротливости бюрократического аппарата, хотя каждый пятый участник разработки дорожных карт — чиновник довольно высокого уровня, так и в осторожности бизнес-среды — у предпринимателей нет привычки верить власти на слово, даже если оно вписано в правительственное распоряжение. К примеру, обозреватель «ЭЖ» поинтересовался мнением губернатора Архангельской области Игоря Орлова о внедряемом во многих регионах Стандарте деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе. Руководитель области отметил, что региональный стандарт АСИ пошел по стране, но пока рано говорить о результатах внедрения. Тем не менее северяне внимательно изучают документ, создали рабочую группу, которая выработает свою дорожную карту к пока еще набору рекомендаций по совершенствованию регионального управления. Главным мерилом своей работы губернатор назвал улучшение демографической ситуации в области.
Региональный инвестиционный стандарт составлен на основе 15 лучших практик, применяемых регионами с высокими темпами экономического роста. Отдельные его элементы внедрялись в 11 пилотных субъектах РФ, в том числе в Свердловской и Челябинской областях. О своем намерении присоединиться к ним 18 июня в Новосибирске заявили представители других регионов Уральского и Сибирского федеральных округов. Согласно решению Государственного Совета РФ стандарт будет внедряться во всех субъектах Федерации и станет еще одним мерилом эффективности деятельности губернаторов. В помощь им АСИ сейчас проводит в разных городах школы регионального инвестиционного стандарта для представителей власти и бизнеса.
Проверить исполнение может любой россиянин
Оказалось, что проще изучить ситуацию, сформулировать предложения по преодолению возникших проблем, нежели увидеть результат использования рекомендаций. Но АСИ — не очередная экспертная структура, а площадка для коллективной выработки бизнесом, властью и обществом направлений совместной работы по улучшению предпринимательской среды на всей территории страны, и принимаемые им документы не являются отлитыми в металле строками, говорит А. Никитин. Корректировка рекомендаций осуществляется по мере возникновения непредвиденных обстоятельств. Именно поэтому, по его словам, сегодня главное — не количество подготовленных дорожных карт, а полноценный мониторинг их исполнения, на основе которого можно быстро внести коррективы, подсказанные практикой.
С этой целью агентство открыло сайт Инвестклимат.рф, войдя в который, любой россиянин может проверить, как выполняются девять дорожных карт, утвержденных Правительством РФ в 2012—2013 гг. Причем не просто отследить, как складывается ситуация, а дать свою оценку происходящему и поделиться собственным видением выхода из сложившегося положения. Как и при разработке дорожных карт, так и теперь, АСИ будет опираться на мнение самой широкой общественности. Краудсорсерами — добровольными экспертами — могут стать предприниматели и чиновники, ученые и просто активные граждане.
В подготовке дорожных карт приняли участие 14 273 краудсорсера, неравнодушные к судьбе России. Они внесли более 10 000 дельных предложений. Еще больше порадовало экспертов из рабочих групп АСИ по каждой карте число комментариев — 68 523 заинтересованных мнения. В рабочих группах АСИ работало 860 специалистов.
Общественный контроль над реализацией национальной предпринимательской инициативы будет осуществляться на основе:
- прямого диалога с предпринимателями в регионах, которые пользуются услугами, перечисленными в дорожных картах. Роль АСИ — запустить эту работу;
- опроса предпринимателей по тем дорожным картам, где услуга разовая, к примеру, подключение к электросетям;
- изучения мнения фокус-группы — деловых и отраслевых партнеров агентства, в первую очередь РСПП, «ОПОРЫ России», «Деловой России», ТПП РФ;
- автоматического замера действенности дорожных карт. Например, там, где есть очереди, скажем, на таможне или в многофункциональном центре, можно снять информацию при помощи электронной системы.
«Главная задача мониторинга — выявить проблемные для реализации пункты, своевременно оповестить об этом руководство страны, чтобы осуществить меры по интенсификации внедрения решений, принятых на площадке АСИ», — считает генеральный директор агентства.
Проблемы внедрения дорожных карт не остановили работу над другими аналогичными документами и над корректировкой ранее утвержденных карт. Так, дорожная карта по строительству полностью пересмотрена и внесена в правительство в обновленном виде. Она разбита на большое количество пунктов, выполнение которых предусматривается в определенные сроки. Помимо того, каждый пункт имеет теперь конкретные ключевые показатели эффективности (KPI — показатели деятельности, которые помогают в достижении стратегических и тактических целей).
На ближайших заседаниях наблюдательного совета АСИ намечается рассмотреть новые дорожные карты относительно:
- упрощения налогового администрирования,
- реформирования оценочной деятельности;
- создания системы национальной системы компетенций и квалификаций;
- упрощения доступа бизнеса в социальную сферу.
Национальная система компетенций и квалификаций (НАКК) призвана создать понятные механизмы повышения квалификации и профессиональной переподготовки в течение всей жизни человека, а также создать профессиональные сообщества, способные влиять на качество и содержание образования. К примеру, намечена задача по полной интеграции онлайн-образования в российскую систему получения знаний и квалификаций.
Ключевой показатель эффективности дорожных карт НПИ
Год |
Место в рейтинге Doing Business |
2011 |
124 |
2012 |
120 |
2013 |
112 |
2018 |
20 |
Doing Business («Ведение бизнеса») — международный рейтинг Всемирного банка, характеризующий основные условия ведения бизнеса и качество инвестиционного климата в 185 странах.