Через несколько дней, со 2 июля 2013 г., вступит в силу Регламент, определяющий порядок выдачи специальных разрешений на проезд большегрузов по федеральным дорогам, а также по маршрутам, проходящим по территориям двух и более субъектов РФ или по международным маршрутам (далее — Регламент). Этот документ утвержден приказом Минтранса России от 28.03.2013 № 107. Несмотря на столь раннюю дату принятия, данный приказ был зарегистрирован в Минюсте России лишь 4 июня 2013 г. за № 28654, а официально опубликован 21 июня.
Регламент утвержден во исполнение приказа Минтранса России от 24.07.2012 № 258 «Об утверждении Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов» (далее — приказ № 258), вступившего в силу 15 февраля текущего года. До этого дня порядок получения таких разрешений регулировался Инструкцией по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, утвержденной Минтрансом России 27.05.96 (зарегистрирована Минюстом России 08.08.96 № 1146). Эта же Инструкция применялась и при выдаче специальных разрешений на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов в международном сообщении (ст. 3 Федерального закона от 24.07.98 № 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения»). Однако с 15 марта большинство положений Инструкции уже не работают, поскольку были отменены упомянутым выше приказом № 258. К тому же Инструкция уже давно носила диспозитивный характер и применялась лишь в части, не противоречащей Федеральному закону от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 257-ФЗ).
До 15 февраля в соответствии с Инструкцией заявления для получения разрешений на перевозку крупногабаритных или тяжеловесных грузов в зависимости от вида предполагаемых перевозок (международные, межрегиональные или местные), категории крупногабаритных и тяжеловесных грузов и места нахождения транспортного средства перевозчика подавались в соответствующие дорожные органы, с территории обслуживания которых начинался маршрут движения транспортного средства (п. 2.1 Инструкции, отменен приказом № 258). При этом заявления для получения разрешений на осуществление межрегиональных и местных перевозок крупногабаритных и тяжеловесных грузов всех категорий по маршруту, проходящему целиком по дорогам субъектов Российской Федерации (то есть по территории двух и более субъектов РФ), должны были подаваться в территориальные органы управления автомобильными дорогами по месту нахождения транспортного средства перевозчика (п. 2.4 Инструкции, отменен приказом № 258). Теперь же такие заявления подаются только в Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) (абз. 2 п. 6 Порядка, утв. приказом № 258). То же самое касается и места обращения с заявлением о выдаче разрешения на осуществление международных перевозок. Если Инструкция допускала возможность обращения с таким заявлением в иной орган, уполномоченный Федеральной автомобильно-дорожной службой (п. 2.2 Инструкции), то в соответствии с новыми правилами с таким заявлением необходимо обращаться исключительно в Росавтодор (абз. 3 п. 6 Порядка, утв. приказом № 258).
Однако Регламент все-таки допускает возможность обращения в Росавтодор и через подведомственные ему учреждения (п. 2 Регламента), некоторые из которых представляют из себя все те же территориальные органы управления автомобильными дорогами, о которых речь шла в Инструкции. Перечень подведомственных Росавтодору учреждений указан в одном из приложений к Регламенту, в том числе указано и их местонахождение (почтовые адреса), а также справочные телефоны. По всей России их всего 35. Для сравнения: в Инструкции насчитывалось 110 территориальных органов управления автомобильными дорогами.
Минимальный срок предоставления государственной услуги по выдаче разрешений на движение большегрузов по российским дорогам составляет 11 рабочих дней (п. 14 Регламента). Такой срок применим, если требуется лишь соответствующее согласование маршрута с владельцем автодороги, по которой проложен маршрут, и такое согласование уже имеется. Если же необходимо еще и согласование с органами ГИБДД, то этот срок увеличивается до 15 рабочих дней. Срок выдачи разрешения может быть увеличен, если для осуществления перевозки потребуется проведение оценки технического состояния дороги, по которой пролегает маршрут или же если вдруг не будет работать факс, Единый портал государственных и муниципальных услуг и (или) Единая система межведомственного электронного взаимодействия. В этих случаях сроки увеличиваются на время проведения экспертизы техсостояния дорожных покрытий и срок доставки документов Почтой России соответственно.
Одним из оснований для отказа в выдаче разрешения является невнесение заявителем платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортным средством, осуществляющим перевозку тяжеловесных грузов. Размер и порядок ее внесения для большегрузов (грузоподъемностью свыше 12 тонн) утвержден постановлением Правительства РФ от 14.06.2013 № 504. Платить придется 3,5 руб. за 1 км пути, а в дальнейшем плата будет ежегодно индексироваться. Для организаций, занимающихся транспортными перевозками, это повлечет дополнительные расходы, которые отразятся на стоимости их услуг и в дальнейшем лягут на плечи конечных потребителей транспортируемой продукции. Данное новшество планировалось ввести с 1 января 2013 г., однако «день икс» был перенесен на 1 ноября 2014 г.