Управление стоимостью компании на основе взаимодействия со стейкхолдерами

| статьи | печать

Наряду с корпоративной социальной ответственностью бизнеса, вклад в устойчивое развитие инвесторов состоит в социально ответственном инвестировании. Его цель — не только получить доход на вложенные средства, но и создать позитивные социальные изменения, снизить негативное воздействие на окружающую среду, соответствовать этичес­ким нормам. Для оценки таких последствий и формирования капитализации инвесторам помимо финансовой информации необходима нефинансовая. Как оценивается вклад экологических и иных элементов устойчивого развития в эффективность и капитализацию компании, расскажем на примере.

Взвешенные инвестиционные решения требуют достоверной информации. При недостаточном количестве сведений или сомнении в достоверности имеющейся информации об эмитентах инвесторы могут решить не покупать ценные бумаги или в качестве компенсации за риск потребовать повышения доходности по ним.

Для улучшения взаимодействия с инвесторами и создания репутации социально ответственной организации, в том числе в рамках подготовки к размещению ценных бумаг на зарубежных фондовых биржах, российские компании начинают раскрывать и предоставлять информацию по взаи­модействию с внешним окружением и влиянием на него всем заинтересованным сторонам (стейкхолдерам).

С этой целью в последние годы компании стали пуб­ликовать отчеты по устойчивому развитию (Global Reporting Initiative — GRI), ­­которые называют ESG-отчеты (environmental, social and governance). Они включают три раздела — по экологичес­ким, социальным факторам, а также по вопросам корпоративного управления. Корпоративная социальная отчетность, раскрывающая деятельность компании по ESG-факторам, служит дополнительным источником нефинансовой информации1. С ее помощью инвесторы могут понять, каким образом компания взаимодействует с ключевыми стейкхолдерами, то есть с теми, кто влияет на денежные потоки, и оценить, насколько устойчивы ее свободные денежные потоки в будущем.

Эмпирические исследования показали, что уровень раскрытия информации по факторам ESG оказывает существенное влияние на будущую капитализацию компании.

Инвесторы учитывают ESG-факторы в оценочных моделях для определения фундаментальной стоимости компании. Поэтому чем больше информации о взаимодействии со стейкхолдерами предоставит компания, тем лучше инвесторы смогут оценить ее устойчивое развитие.

По данным американского фонда гражданских исследований (CRDF), 72% предпринимателей по всему миру признают, что успешные бизнесмены учитывают интересы не только акционеров, но и более широких заинтересованных групп: покупателей, сотрудников, поставщиков, местных сообществ и т.д.

Чтобы учитывать интересы стейкхолдеров и раскрывать соответствующую информацию, компании необходим определенный инструментарий для оценки взаимодействия с ними. Такой инструментарий нужно разработать и встроить в сис­тему общего корпоративного управления.

1 Уже опубликованы методические рекомендации для инвестиционных аналитиков по включению ESG в финансовый анализ и при оценке компании такими авторитетными организациями, как Институт сертифицированных финансовых аналитиков (CFA) и Общество профессиональных инвесторов Германии (DVFA). А ведущие инвестиционные банки, например Goldman Sachs, еще в 2006 г. внед­рили ESG для целей инвестиционного исследования.

Как измерить качество взаимодействия со стейкхолдерами

Крупнейший российский производитель и экспортер минеральных удоб­рений, увидев, что инвесторов интересует не только финансовая отчетность, с 2006 г. начал раскрывать информацию по ESG-факторам. Первый отчет был составлен за период 2001—2005 гг.

Поскольку компания собирается выходить на IPO, ей необходимо выполнять определенные требования, в том числе показывать, что она учитывает интересы всех стейкхолдеров для достижения максимальной величины акционерного капитала.

С этой целью в компании были определены 16 групп заинтересованных сторон и способы взаимодействия с ними. Из них внутренними стейкхолдерами являются:

  • акционеры;
  • руководство компании, контролируемое советом директоров, которое обеспечивает стабильное развитие, прибыльность и финансовое благополучие компании;
  • работники. Постоянное общение внутри компании и продуманная политика в области кадров поддерживают позицию компании как привлекательного работодателя.

Среди внешних стейкхолдеров:

  • заказчики. Средства обеспечения обратной связи с ними включают дистрибьюторские центры, вебсайт, а также опросы, проводимые отделами продаж и маркетинга;
  • партнеры и поставщики. Работа с ними на договорной основе подразумевает контроль выполнения всех договоренностей и регулярное информирование о планах компании;
  • инвесторы и финансовое сообщество. Система управления взаимодействием с инвесторами и финансовым сообществом компании включает механизмы отчетности;
  • профсоюзы. Компания строго следует нормам трудового законодательства и условиям коллективных договоров, уделяет внимание рекомендациям проф­союзов в отношении условий труда;
  • молодежь, молодые специалисты. В компании работает программа «школа — ВУЗ — компания — карьера», обеспечивающая развитие работников;
  • природоохранные организации. Компания открыта для проверок с их стороны.

Однако KPI для оценки удов­летворенности стейкхолдеров разработаны не были, что не позволяло измерять результаты взаимодействия с ними.

Учитывая сложившуюся си­туацию, в управлении стратегическими проектами компании было принято решение найти показатель для измерения качества взаимодействия со стейкхолдерами, используемый инвесторами в международной практике. А затем интегрировать его в систему управления компанией.

Выбор инструмента

В качестве инструмента управления стоимостью компании использовали сбалансированную систему показателей (ССП). Она позволяет конкретизировать и реализовывать стратегию компании через четыре перспективы — финансы, клиенты, бизнес-процессы, обучение и рост. Подобная детализация позволила перевести стратегические цели на операционный уровень и определить KPI для оценки степени их достижения, кроме того, понять причину отклонений от прогнозируемых показателей и насколько велика угроза их недостижения.

При использовании ССП в целях управления взаимодействием со стейкхолдерами расширили клиентскую составляющую и дополнительно включили в нее всех стейкхолдеров организации. Измененный вариант ССП позволил учесть их интересы при разработке стратегии и целенаправленно максимизировать стоимость компании (см. рис. 1).

На первом этапе построения нового варианта ССП составили стратегическую карту достижения целей компании, встроив фактор удовлетворенности стейкхолдеров в причинно-следственные связи между перспективами (см. рис. 2).

Показатель качества взаимодействия со стейкхолдерами

Проанализировав существующие методики определения подобных показателей, руководитель управления стратегических проектов компании совместно с экспертами решил использовать методологию рейтинга социальной ответственности — FTSE4Good ESG Ratings. Согласно ей, индикатор ESG может иметь максимальный балл 5.

Для получения цифрового значения индикатора ESG в компании оценили риски и эффективность ее работы по следующим направлениям:

  • менеджмент окружающей среды;
  • изменение климата;
  • права человека и работников в компании;
  • управление цепочками поставок и трудовые стандарты;
  • коррупция;
  • корпоративное управление.

И включили обобщенный показатель ESG в ССП в качестве ключевого показателя удовлетворенности стейкхолдеров компании.

Этот показатель для компании был рассчитан в соответствии с подходом, используемым в методологии FTSE4Good ESG Ratings.

Его суть заключается в выделении трех уровней рисков и показателей (см. рис. 3).

На уровнях столпов и тем оцениваются риски и показатели, а на обобщенном уровне — итоговое значение показателя ESG. Рассчитывается он по следующему алгоритму.

На первом этапе определяются тематические риск и показатель (theme risk and score).

Согласно методологии для каждой компании тематический риск находится в пределах от 0 до 3 (0 — отсутствие риска, 3 — высокий риск), а тематический показатель — в пределах от 0 до 5 (0 — информация не раскрывается, 5 — лучшая практика (best practice)). Их конкретные значения определяются на основании тематических критериев и показателей индекса FTSE4Good ESG Ratings, разработанных FTSE & EIRIS в 2011 г. Исходной информацией для их определения в компании послужили результаты интервью с руководителем управления стратегических проектов (см. табл. 1).

Цифровые значения по рис­кам были установлены на основе методических рекомендаций по расчету показателя ESG от FTSE4Good.

Поскольку компания как производитель минеральных удоб­рений принадлежит отрасли химической промышленности, по управлению окружающей средой ей присвоили максимальный уровень риска, а по изменению климата — средний уровень.

Уровень риска по правам работников также оценили на среднем уровне по двум критериям — российская компания, количество ее работников превышает 1000 человек.

Высокий уровень риска компания получила по двум темам — по управлению цепочками поставок (в силу страновой принадлежности) и по противодействию взяточничеству, поскольку она оперирует в России, принадлежит к рисковой отрасли и участвует в государственных контрактах.

Риск же корпоративного управления, согласно методическим рекомендациям, всем компаниям присваивается на среднем уровне.

Для определения цифрового значения по каждой теме необходимо выяснить политику компании в той или иной области, а именно: с помощью каких механизмов и систем управления ее реализуют на практике. Кроме того, существует ли отчетность по раскрытию информации в разрезе тем.

Вот некоторые вопросы, ответы на которые были использованы для определения балла по показателям в разрезе тем:

  • какова политика компании по отношению к окружающей среде;
  • осуществляется ли мониторинг и аудит деятельности компании в отношении окружающей среды;
  • привязана ли стратегия компании к показателям, отвечающим за изменение климата;
  • зависит ли вознаграждение членов совета директоров от значений показателей по окружающей среде;
  • в чем заключается политика по защите прав человека в отношении работников;
  • какое количество независимых директоров в компании;
  • раскрывается ли информация по вознаграждению членов совета директоров?

На втором этапе рассчитали риск и показатель на уровне столпов (pillar level risks and scores) — трех основных факторов устойчивого развития компании (см. рис. 3 и табл. 2).

Риски на уровне столпов рассчитываются по следующей формуле:

Rp — риск на уровне столпа,

Rt — тематический риск (первая строка табл. 1),

n — количество тем в столпе.

Показатель на уровне столпов можно рассчитать, используя формулу:

Sp — показатель на уровне столпа,

St — тематический показатель (показатель по первой строке табл. 1).

Наконец, на третьем этапе определили итоговое значение показателя ESG с помощью следующей формулы:

S — итоговый показатель ESG.

Итоговое значение показателя ESG для компании составило 3,13 (максимальное его значение 5).

Для сравнения, индикатор ESG норвежской компании — одной из крупнейших мировых компаний в отрасли удобрений находится на уровне 4,3.

Приведенные значения показателей двух компаний говорят о следующем. С учетом имеющихся рисков и действий в сфере ESG, российская компания менее эффективно взаимодействует со своими стейкхолдерами. А значит, у нее выше долгосрочные риски. И при прочих равных условиях инвесторы не будут платить премию за акции российской компании по сравнению с норвежской.

Практическое же значение данного показателя в том, что с его помощью компания сможет регулярно отслеживать динамику в области взаимоотношений со стейкхолдерами. Кроме того, его можно использовать как бенчмаркинг.

к сведению

К соблюдению правил корпоративной ответственности компании мотивируют и рейтинги социальной ответственности, такие как Dow Jones Sustainability, Index FTSE4Good. Последний индекс оценивает эффективность компаний в области КСО. Он выделяет компании по развернутой системе критериев, включающей экономические, экологические и социальные аспекты устойчивого развития, и дает общую оценку вклада этих элементов в эффективность и капитализацию компании. Индекс FTSE4Good создан, чтобы помочь инвесторам выбрать компании, соответствующие международным стандартам корпоративной ответственности. Отличают этот индекс особенно строгие и постоянно развивающиеся требованиям к участвующим компаниям. А поскольку особое внимание уделяется социальной ответственности бизнеса, компании, входящие в индекс, могут терять определенную долю эффективности в краткосрочном периоде, ориентируясь на стабильность в стратегической перспективе.

Разработали его совместными усилиями газета Financial Times и лондонская биржа, или Accountability Rating, который составляет британская консалтинговая компания Csrnetwork и институт Accountability.

к сведению

Существует ряд форматов, стандартов и кодексов по управлению взаимодействием со стейкхолдерами. И для организации этого процесса компании могут выбрать из них тот или иной. Например, стандарт AA1000 служит руководством по согласованию стратегии и управлению важными для обеих сторон вопросами.

Стандарт AA1000SES традиционно предусматривает подходы к интеграции социальных аспектов в организацию бизнеса и призван помочь в налаживании процесса систематического привлечения стейкхолдеров к разработке целей, показателей и контрольных систем, необходимых для обес­печения эффективности всей деятельности организации.

Согласно стандарту АА1000SES, любое взаимодействие со стейкхолдерами должно осуществляться при соблюдении трех принципов — существенности, полноты и готовности реагирования.

Значения по тематическим рискам и показателям для компании (таблица 1)

Тема

Риск (Rt)

Показатель (St)

Менеджмент окружающей среды (environmental management)

3

4

Изменение климата (climate change)

3

2

Права человека и работников компании (human and labor rights)

2

3

Управление цепочками поставок и трудовые стандарты (supply chain and labor standards)

3

3

Противодействие взяточничеству (countering bribery)

3

3

Корпоративное управление (corporate governance)

2

4

Значения риска и показателя на уровне столпов (таблица 2)

Столп

Риск

Показатель

Окружающая среда (environmental pillar)

3

3

Социальные факторы (social pillar)

2,5

3

Корпоративное управление (corporate governance)

2,5

3,4