Активная заинтересованность читательской аудитории в вопросах совершенствования муниципального управления приятно удивила и редакцию «ЭЖ», и ее экспертов.
Пишет, к примеру, наша читательница из г. Каменск-Уральского Свердловской области Леонила Быковская: «Давно нет информации в газете „Экономика и жизнь“ о том, как идет работа по созданию Концепции развития местного самоуправления в стране и обеспечению его финансированием. Ждем с нетерпением». Другие читатели спрашивают: «Как познакомиться с разрабатываемым документом?» Но чаще всего в обращениях в редакцию звучит вопрос, как практикам из глубинки принять участие в подготовке проекта будущей концепции, о начале работы над которым газета сообщила в начале апреля («ЭЖ», 2013, № 13).
Мы обратились к инициаторам создания документа, в Европейский клуб экспертов местного самоуправления. Президент клуба Эмиль Маркварт ответил, что «процесс разработки концепции экспертным сообществом сопровождается на сайтах: ost-euro.ru/info/razrabotka-koncepcii-razvitija-msu-v-rossii-267.html, emsu.ru/eeclub/».
Соответственно, через эти сайты «можно обращаться, вносить свои предложения, звонить, писать и т.д.», сообщил доктор Э. Маркварт.
Ответ руководителя экспертного клуба мы адресуем Леониле Александровне и десяткам другим наших читателей, проявившим живой интерес к разработке Концепции местного самоуправления в Российской Федерации.
Наряду с читательской аудиторией интерес к работе над проектом нового документа проявили и экспертные структуры. В частности, Комитет гражданских инициатив (КГИ), возглавляемый экс-министром финансов РФ Алексеем Кудриным. Фонд Кудрина по поддержке гражданских инициатив объявил, что намерен вместе с Европейским клубом экспертов местного самоуправления провести осенью научно-практическую конференцию о роли местного самоуправления в развитии российских территорий.
Таким образом, работающая в оборонной промышленности экономистом Л.А. Быковская из Каменска-Уральского, как и другие читатели «ЭЖ», имеет возможность принять непосредственное участие в подготовке основополагающего документа по дальнейшему развитию местного самоуправления в стране.
«Открытый бюджет» открыт для муниципалитетов
Одновременно 13 июня КГИ объявил о старте второго этапа проекта «Открытый бюджет», целью которого является раскрытие информации о местных бюджетах и показателях муниципальных образований на общедоступном ресурсе в Интернете. Теперь на одноименном сайте осуществляется прием и обработка гражданских инициатив в сфере бюджетных процессов. Планируется, что к октябрю на портале «Открытый бюджет» будут представлены бюджеты всех более чем 23 300 муниципальных образований.
Напомним, что на первом этапе общероссийского бюджетного проекта были апробированы на практике «пилотных» муниципальных образований инструментарий и нормативная документация для выстраивания диалога с гражданами в части планирования и реализации бюджетных мероприятий. Например, регламенты обработки и реализации предложений местных сообществ и населения.
Сейчас на государственном уровне оказывается мощная поддержка мер по раскрытию информации о бюджете. В частности, осуществляется согласование методических рекомендаций для регионов и муниципалитетов по формированию «бюджетов для граждан». В проекте «рождающихся советов» указывается, в частности, что муниципалитет обязан раскрывать свои целевые показатели, причем в сопоставлении с соседними муниципальными образованиями.
Разработанный инструментарий портала позволяет:
- анализировать информацию о бюджетах;
- фиксировать отклонения показателей от плановых значений;
- проводить сравнение по годам как в рамках одного муниципального образования, так и между муниципальными образованиями одного субъекта РФ.
Это дает понимание того, как функционирует бюджет и перед чем всегда стоят финансовые органы при распределении бюджетных средств.
Воспользоваться ресурсом «Открытого бюджета» муниципальные образования могут без финансовых затрат из своего бюджета и даже не имея собственного интернет-ресурса. Свой бюджет и сопроводительные документы муниципалитет может разместить на едином теперь бюджетном портале. Этого достаточно, чтобы местной администрации стать открытой, что отвечает современным стандартам публичного управления.
В регионах пишут свои концепции
Между тем во многих субъектах Федерации разрабатывают собственные концепции развития местного самоуправления. Где-то это инициатива региональных ассоциаций муниципальных образований, то есть самой местной власти, а где-то — стремление региональной власти выстроить свою линию взаимодействия с органами местного самоуправления. Где-то предлагается укрупнять муниципальные образования, а где-то — преобразовывать. К примеру, в Свердловской области большинство сельских районов имеют статус городского округа.
В Ленинградской области местные бюджеты 33 городских и сельских поселений из 203 муниципальных образований с таким статусом не способны профинансировать содержание местного аппарата управления. Вот и вынуждены нищие местные администрации делегировать свои полномочия районным властям.
В 2012 г. 186 городских и сельских поселений заключили соглашения с муниципальными районами о передаче части полномочий по решению вопросов местного значения. Всего было подписано 739 документов:
- 159 соглашений по формированию, утверждению, исполнению бюджетов поселений и контролю над исполнением местного бюджета;
- 127 соглашений по утверждению генеральных планов поселений, правил землепользования и застройки;
- 55 соглашений по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля контрольно-счетным органом;
- 53 соглашения по организации и осуществлению мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- 52 соглашения по организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом;
- 34 соглашения о владении, пользовании и распоряжении имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения;
- 32 соглашения по формированию архивных фондов поселений;
- 28 соглашений об организации библиотечного обслуживания населения, комплектовании и обеспечении сохранности библиотечных фондов поселенческих библиотек.
Только 15 поселений из 203 решали вопросы местного значения в 2012 г. самостоятельно.
В проекте Концепции реформирования территориальной организации местного самоуправления Ленинградской области предлагается, в частности, осуществить укрупнение муниципальных образований со статусом «городское и сельское поселение». Публичное обсуждение документа заканчивается 15 июля. Поступившие предложения обобщит областной Комитет по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям и представит скорректированный вариант в региональное законодательное собрание.
Соотношение собственных бюджетных доходов городских и сельских поселений с расходами на содержание органов местного самоуправления
Число поселений |
Процент расходов от собственного дохода местного бюджета |
121 |
менее 50% |
49 |
50—100% |
33 |
более 100% |
Источник: администрация Ленинградской области
Количество полномочий, переданных поселенческими администрациями администрациям муниципальных районов
Число поселений |
Количество полномочий |
147 |
от 1 до 5 |
40 |
от 6 до 10 |
3 |
более 20 |
Источник: администрация Ленинградской области