Минфин России утвердил регламент проверки аудиторских организаций, осуществляющих обязательный аудит отчетности. Плановые ревизии будут проводиться не чаще одного раза в два года, а внеплановые при наличии определенных оснований. Осуществлять проверки будут инспекторы территориальных органов Росфиннадзора.
Минфин России издал приказ от 11.01.2013 № 3н «Об утверждении Административного регламента исполнения Росфиннадзором государственной функции по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом „Об аудиторской деятельности“» (далее — приказ № 3н и Регламент соответственно). На этот раз приказ № 3н прошел регистрацию в Минюсте России 10.06.2013 за № 28749, в отличие от одноименного приказа Минфина России от 29.06.2012 № 96н, который вернулся из Минюста России без регистрации. Документ вступает в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования1.
Приказ № 3н устанавливает сроки и последовательность осуществления государственной функции в отношении проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности аудиторских организаций и разработан в соответствии с п. 4 Правил разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (утв. постановлением Правительства РФ от 16.05.2011 № 373).
Напомним, обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности проводится в отношении организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах, кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, не менее 25% уставных капиталов которых владеет государство, а также государственных корпораций и компаний (ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», далее — Закон).
Предметом контроля будет соблюдение аудиторской организацией требований Закона, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов (п. 8 Регламента). Пока контроль и надзор за такими аудиторскими организациями осуществляет только Минфин России, а с вступлением в силу приказа № 3н к нему присоединятся еще и территориальные управления Росфиннадзора, находящегося в ведении министерства. Контроль будет проходить в форме плановых и внеплановых документарных и выездных проверок качества работы аудиторских организаций.
Так, проводящие проверку должностные лица обязаны любым доступным способом уведомить аудиторскую организацию о предстоящей плановой проверке в течение трех рабочих дней до дня ее начала, а о внеплановой проверке не менее чем за 24 ч до начала ее проведения (подп. 5 п. 11 Регламента).
Нужно отметить, что если сообщение о плановой проверке будет направлено заказным письмом с уведомлением в установленный срок, то дойти оно может и после окончания проведения проверки. Поэтому о разрабатываемом и утверждаемом ежегодно плане проверок рекомендуем аудиторским организациям узнавать на сайте http://rosfinnadzor.ru самостоятельно, не дожидаясь уведомления. Плановая проверка назначается не чаще одного раза в два года, начиная с календарного года, следующего за годом внесения сведений об аудиторской организации в реестр аудиторов и аудиторских организаций СРО аудиторов (п. 27 Регламента).
Внеплановые проверки назначаются только в строго определенных случаях:
■ по поручениям Президента РФ, Правительства РФ и по требованиям прокурора о проведении на основании поступивших в органы прокуратуры материалам и обращениям;
■ в связи с поступлением в Росфиннадзор (территориальное управление) в соответствии с указанным выше предметом проверок жалобы на действия (бездействие) аудиторской организации;
■ если не выполнены в срок требования предписания об устранении нарушений законодательства, выявленных в ходе предыдущей проверки (п. 28 Регламента).
Что касается внеплановых проверок, то при уведомлении аудиторской организации по почте письмо точно дойдет позже самой проверки. Так что самый простой способ избежать внезапной внеплановой проверки — не нарушать правил, регулирующих деятельность организации.
Во время выездной проверки представитель аудиторской организации может потребовать у проверяющих инспекторов удостоверение и копию приказа Росфиннадзора или его территориального управления о назначении проверки, документ на право доступа к документам, составляющим государственную тайну, а также огласить цели, сроки, условия проверки, положения Регламента и полномочия проверяющих, в том числе экспертов, поскольку подобный ликбез является обязанностью проверяющих (п. 61, 63 Регламента). Срок проведения плановой выездной проверки зависит от масштаба самой аудиторской организации. Но по общему правилу срок проверки не может превышать 60 рабочих дней. При этом максимальный срок проверки составляет 158 рабочих дней, в него входит помимо собственно выездной проверки документарная проверка и время на подготовку акта проверки, написания на него ответа проверяемой организацией, его рассмотрения и уведомления СРО, в которой она состоит (п. 23, подп. 1 п. 58 Регламента). Аудиторская организация может обжаловать действия (бездействие) должностных лиц, в том числе и после ознакомления с результатами проверки (подп. 8 и 10 п. 11, подп. 2—4 п. 12 Регламента).
По итогам проверки выносятся акт внешней проверки качества работы аудиторской организации, заключение к письменному ответу проверенной аудиторской организации на этот акт проверки. Письменный ответ в случае его направления проверенной организацией рассматривается максимум 20 рабочих дней. Он не является обязательным, хоть в Регламенте на его оценку и закладывается время. А уведомление о результатах проверки направляется не позднее пяти рабочих дней с даты окончания проверки в СРО, в которой состоит проверенная организация (подп. 3—5 п. 58 Регламента).
Также может быть вынесено решение о применении меры дисциплинарного воздействия, принятое в отношении аудиторской организации, вплоть до исключения проверяемой аудиторской организации из СРО аудиторов (п. 14, 124 Регламента). При этом учитываются: результат качества работы аудиторской организации в соответствии с федеральными стандартами, умышленный характер и негативные последствия нарушений, а также результат рассмотрения письменного ответа на акт проверки или отсутствие такого ответа от проверяемой аудиторской организации (п. 131 Регламента). В решении устанавливается срок устранение нарушений — не более 30 рабочих дней (подп. 4 п. 122 Регламента).
Перечень типовых вопросов при проверке содержится в приложении 3 к Регламенту. К ним относятся, например, количество организаций, с которыми заключены договоры на проведение обязательного аудита, или соблюдение проверяемой компанией требований в отношении аналитических процедур в ходе аудита.
1 На день подписания номера в печать документ официально не опубликован.