Федеральный закон от 28.06.2013 № 134-ФЗ внес изменения в более чем 20 законодательных актов, в том числе и в Налоговый кодекс. Новации направлены на противодействие незаконным финансовым операциям. Поэтому немудрено, что законодательство ужесточилось. Приятных для налогоплательщиков поправок нет.
Что налоговики узнают от банков?
Законодатели уточнили понятие «счета (счет)», используемое для целей налогообложения. Соответствующая поправка внесена в абз. 10 п. 2 ст. 11 НК РФ. С 1 января 2014 г. счетом будут признаваться расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета. В действующей редакции НК РФ содержится более развернутое понятие. Напомним его. Счета (счет) — это расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций и индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты. Как видите, уточнение о назначении расчетного счета сочли лишним.
С 1 июля 2014 г. налоговики получат доступ к информации не только о счетах, но и о вкладах и депозитах организаций и индивидуальных предпринимателей. Причем сведения об открытии или закрытии счета, вклада или депозита банки должны будут сообщать налоговикам и в отношении обычных граждан, не занимающихся бизнесом. Такие поправки внесены в п. 1 ст. 86 НК РФ.
Как и сейчас, информация будет предоставляться в электронной форме в течение трех дней со дня:
- открытия или закрытия счета, вклада или депозита;
- изменения реквизитов счета, вклада или депозита;
- предоставления или прекращения права организации, предпринимателя использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств;
- изменения реквизитов корпоративного электронного средства платежа.
Сейчас в соответствии с п. 2 ст. 86 НК РФ банки обязаны предоставлять налоговым органам по их требованию:
- справки о наличии у организации и ИП счетов, вкладов (депозитов) в банке;
- справки об остатках денежных средств на таких счетах, вкладах (депозитах);
- выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) организаций и ИП;
- справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств.
Такая информация предоставляется при проведении мероприятий налогового контроля в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей. С 1 июля 2014 г. основание для требования у банков названных сведений изменится. Информация может быть запрошена в случае проведения налоговых проверок либо истребования у них документов (информации) в соответствии со ст. 93.1 НК РФ. В этой норме сказано, что в случае если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговиков возникает обоснованная необходимость получения документов (информации) относительно конкретной сделки, они вправе истребовать эти документы (информацию) у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке.
А вот для получения информации о расчетах физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, налоговые органы должны будут получить согласие руководителя вышестоящего налогового органа или руководителя (заместителя руководителя) ФНС России, и только в случаях проведения налоговых проверок в отношении этих лиц либо истребования у них документов (информации) в соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ.
Блокировка счетов
На сегодняшний день налоговые органы могут приостановить операции по счетам налогоплательщика в случае, когда он в течение десяти дней после установленного срока для сдачи налоговой отчетности так и не сдал декларацию (п. 3 ст. 76 НК РФ).
С 1 января 2015 г. эта норма Кодекса претерпит изменения. Во-первых, приостановить операции по счетам из-за несдачи декларации в срок налоговики смогут в течение трех лет со дня истечения указанных десяти дней. То есть законодатели фактически дали налоговикам время для маневра.
Во-вторых, появится новое основание для блокировки счета. Дело в том, что в Налоговом кодексе появился п. 5.1 ст. 23 НК РФ. В нем сказано, что лица, которые обязаны представлять налоговую декларацию в электронной форме, должны обеспечить возможность получения от налоговой инспекции в электронной же форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота документы из налоговой инспекции. Они обязаны передать налоговикам квитанцию о приеме таких документов в электронной форме в течение шести дней со дня их отправки налоговой инспекцией.
Приостановить операции по счетам налоговики смогут в случае неисполнения организацией установленной п. 5.1 ст. 23 НК РФ обязанности по передаче налоговому органу квитанции о приеме требования о представлении документов, требования о представлении пояснений и (или) уведомления о вызове в налоговый орган. Если названные документы не будут переданы инспекторам в течение десяти дней со дня истечения срока, установленного для их передачи, счета компании будут заблокированы.
В статье 76 НК РФ появился новый п. 3.1, посвященный сроку отмены решения о приостановлении операций по счетам. Если блокировка счета произошла по причине несдачи в установленной срок декларации, то налоговый орган обязан будет отменить свое решение не позднее одного дня после представления отчетности. Заметим, что и сейчас действует такое правило. Только установлено оно в п. 3 ст. 76 НК РФ.
Если же счет заблокировали из-за того, что организация не передала налоговикам квитанцию о приеме документов в электронной форме, то решение будет отменено не позднее одного дня, следующего за наиболее ранней из дат:
- дня передачи квитанции;
- дня представления документов, истребованных налоговой инспекцией (при направлении требования о представлении документов или явки представителя компании) при направлении уведомления о вызове в налоговую инспекцию.
Обратите внимание: в подп. 11 ст. 76 НК РФ теперь сказано, что правила по приостановлению операций распространяются также на организации и индивидуальных предпринимателей, не являющихся налогоплательщиками или налоговыми агентами, которые при этом обязаны представлять налоговые декларации в соответствии с частью второй НК РФ.
Новые возможности камеральной проверки
Существенные изменения внесены в ст. 88 НК РФ, посвященную проведению налоговиками камеральных проверок. С 1 января 2014 г. у налоговых органов появится еще несколько оснований требовать от налогоплательщиков объяснения в ходе проведения камеральной проверки деклараций.
Во-первых, если налогоплательщик представит уточненную декларацию или расчет, где уменьшит сумму ранее начисленного налога, то налоговая инспекция получает право потребовать представить в течение пяти рабочих дней необходимые пояснения, почему это произошло (п. 3 ст. 88 НК РФ).
Во-вторых, налоговики получили право требовать от налогоплательщиков доказательства размера убытка, если налоговая декларация или расчет были предоставлены с убытком (п. 3 ст. 88 НК РФ).
В-третьих, при проведении камеральной проверки на основе уточненной налоговой декларации, представленной по истечении двух лет со дня, установленного для ее подачи, в которой уменьшена сумма налога к уплате в бюджет или увеличена сумма полученного убытка по сравнению с ранее представленной декларацией, налоговые органы получают право потребовать у налогоплательщика первичные и иные документы, подтверждающие изменение сведений в соответствующих показателях налоговой декларации, и аналитические регистры налогового учета, на основании которых сформированы указанные показатели до и после их изменения (п. 8.3 ст. 88 НК РФ).
А с 1 января 2015 г. налоговые органы смогут в ходе камеральной проверки декларации по НДС истребовать у налогоплательщиков счета-фактуры, первичные и иные документы. Такая возможность у налоговиков появится в следующих случаях:
- при выявлении противоречий между сведениями об операциях, содержащимися в декларации по НДС;
- при выявлении несоответствия сведений об операциях, содержащихся в декларации по НДС, представленной налогоплательщиком, сведениям об указанных операциях, содержащимся в декларации по НДС, представленной другим налогоплательщиком, или в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур.
Если такие противоречия или несоответствия свидетельствуют о занижении суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет, или о завышении суммы НДС, заявленной к возмещению, налоговая инспекция имеет право потребовать у налогоплательщика названные выше документы, относящиеся к указанным операциям.
Кроме того, изменены п. 1 ст. 91 и п. 1 ст. 92 НК РФ. С 1 января 2015 г. налоговые органы получат доступ на территорию налогоплательщика или в его помещение, а также право на осмотр при проведении камеральной налоговой проверки декларации по НДС.
Новации для взыскания
Поправки, внесенные в подп. 2 п. 2 ст. 45 НК РФ увеличивают возможности налоговых органов по взысканию с налогоплательщиков недоимки, числящейся более трех месяцев. Во-первых, если недоимка «висит» на зависимой компании, то ее взыщут с основной организации. Это произойдет, если с момента, когда компания, за которой числится недоимка, узнала о назначении выездной налоговой проверки или о начале проведения камеральной налоговой проверки, произошла передача денег, иного имущества основной организации, и если такая передача привела к невозможности взыскания указанной недоимки. Такой механизм имеет и обратную возможность: если недоимка «висит» на основной организации, и свои активы она переводит в дочерние или зависимые, то активы взыщут с последних.
Во-вторых, если налоговая инспекция узнает, что выручка должника находится на счетах нескольких компаний или его активы переводятся в несколько компаний, то взыскание недоимки будет производиться с соответствующих организаций пропорционально доле поступившей им выручки за реализуемые товары, работы, услуги или доле переданных активов.
В-третьих, если должник начнет выводить свои активы через цепь организаций, и налоговики установят, что перечисление выручки от реализации или передача активов третьим лицам были произведены через совокупность взаимосвязанных операций, в том числе даже в том случае, если участники указанных операций не являются основными или зависимыми компаниями, то взыскание будет произведено с конечных получателей.
В-четвертых, суд может признавать организации иным образом зависимыми. В этом случае к организациям, признанным взаимозависимыми по решению суда, налоговики смогут применить все вышеуказанные варианты взыскания.
При применении указанных положений взыскание может производиться в пределах поступивших основным или зависимым компаниям выручки или активов. Стоимость имущества при этом определяется как остаточная стоимость имущества, отраженная в бухгалтерском учете организации на момент, когда она узнала или должна была узнать о назначении выездной налоговой проверки или о начале проведения камеральной налоговой проверки.
Новые возможности взыскания налоговые органы начнут применять с 30 июля 2013 г.
Формальный адрес
Статья 31 НК РФ дополнена п. 5. Согласно новой норме в случае отправления налоговыми органами документов по почте такие документы будут направляться ими:
- налогоплательщику — российской компании по адресу места ее нахождения (или места нахождения ее филиала или представительства), содержащемуся в ЕГРЮЛ;
- налогоплательщику — иностранной компании по адресу места осуществления ею деятельности на территории России, содержащемуся в ЕГРН;
- налогоплательщику — индивидуальному предпринимателю или обычному гражданину по адресу места его жительства или места пребывания, или по предоставленному в налоговую инспекцию адресу для направления указанных документов, содержащемуся в ЕГРН.
Форма заявления о предоставлении предпринимателями и гражданами налоговой инспекции адреса для направления по почте документов будет утверждаться ФНС России.
Нововведения начнут действовать с 30 июля 2013 г. Как видите, теперь вопросы получения сообщений из налоговой инспекции должны волновать, в первую очередь, самих налогоплательщиков. Тот факт, что налогоплательщик может и не находится по указанным выше адресам, налоговиков волновать не будет.
Бесполезная поправка
Со следующего года п. 1 ст. 119 НК РФ будет действовать в новой редакции. Согласно ей за непредставление в установленный срок налоговой декларации на налогоплательщиков будет наложен штраф в размере 5% не уплаченной в установленный срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1000 руб.
Раньше в этой норме Кодекса было сказано, что непредставление налогоплательщиком в установленный срок налоговой декларации влечет взыскание штрафа в размере 5% неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате или доплате на основании этой декларации. Возникал вопрос: если налог был уплачен своевременно, а запоздала только налоговая декларация, то придется ли в этом случае уплачивать штраф, и в каком размере?
Специалисты налоговых органов считали, что в этом случае компания все равно должна быть оштрафована. Размер санкции составит 1000 руб. (письмо ФНС России от 26.11.2010 № ШС-37-7/16376).
Как видите, внесенная поправка не решила существующую проблему. Поэтому, скорее всего, налоговики продолжат штрафовать компании в том случае, когда декларация не сдана в установленный срок, но налог уплачен в отведенное для этого время.
Поправки для НДС
Изменения затронули и часть вторую Налогового кодекса, а именно главу 21 «Налог на добавленную стоимость». В статье 169 НК РФ появился новый п. 3.1. Он предусматривает новые обязанности для лиц, работающих по посредническим договорам (договору поручения, договору комиссии, агентскому договору). Такие организации и индивидуальные предприниматели должны будут при осуществлении деятельности в интересах третьего лица в случае выставления или получения счетов-фактур по посредническим операциям вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур в отношении указанной деятельности. Причем такая обязанность распространяется и на тех лиц, которые не являются налогоплательщиками, но осуществляют посредническую деятельность. Эти изменения вступят в силу с 1 января 2014 г.
Но это еще не все. Основные неприятности ждут посредников в ст. 174 НК РФ, которая определяет порядок и сроки уплаты НДС в бюджет.
В пункт 5 ст. 174 НК РФ внесено дополнение, согласно которому налогоплательщики, налоговые агенты, а также лица, указанные в п. 5 ст. 173 НК РФ, обязаны будут сдавать декларации по НДС только в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота. Напомним, что в п. 5 ст. 173 НК РФ названы лица, которые не уплачивают НДС, но выставили контрагентам счета-фактуры с выделенной суммой налога. К ним отнесены:
- лица, не являющиеся налогоплательщиками, или налогоплательщики, освобожденные от исполнения обязанностей плательщика НДС;
- плательщики НДС при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению.
Возможность представить декларацию в бумажном виде оставлена налоговым агентам, которые не являются налогоплательщиками или же освобождены от исполнения обязанностей плательщика НДС. Эти изменения начнут действовать с 1 января 2014 г.
Аналогичная обязанность по представлению декларации в электронном виде предусмотрена для названных выше лиц, если они выставляют и (или) получают счета-фактуры при осуществлении деятельности в интересах третьих лиц по посредническим договорам. Эта поправка вступит в силу с 1 января 2015 г. С этой же даты начнут действовать и два новых пункта (п. 5.1 и 5.2), внесенных в ст. 174 НК РФ комментируемым законом.
Согласно п. 5.1 ст. 174 НК РФ в налоговую декларацию должны включаться сведения, указанные в книге покупок и книге продаж налогоплательщика. Посредники составляют декларацию на основании данных, указанных в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур в отношении указанной деятельности. А лица, перечисленные в п. 5 ст. 173 НК РФ, включают в декларацию только сведения, содержащиеся в выставленных ими счетах-фактурах.
Состав сведений, которые переносятся в налоговую декларацию из книг покупок и книг продаж, журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, выставленных счетов-фактур, определит ФНС России.
Дополнительная обязанность содержится и в п. 5.2 ст. 174 НК РФ. Она касается лиц, не являющихся налогоплательщиками, налогоплательщиков, освобожденных от исполнения обязанностей плательщика НДС, не признаваемых налоговыми агентами. Если названные лица выставили и (или) получили счета-фактуры при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе посреднических договоров, то они обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующий журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур в отношении указанной деятельности по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.