Новации, внесенные Федеральным законом от 28.06.2013 № 134-ФЗ в Налоговый кодекс, мы попросили прокомментировать Павла Васина, члена рабочей группы по совершенствованию налогового администрирования при Экспертном совете ТПП России по совершенствованию налогового законодательства и правоприменительной практики.
Закон вносит обширные изменения в различные нормативно-правовые акты и преследует справедливые и актуальные цели противодействия уклонению от уплаты налогов и использованию фирм-однодневок. Однако ряд положений Закона, в частности, предусматривающих расширение в будущем полномочий налоговых органов при проведении камеральных налоговых проверок, вызывает обеспокоенность добросовестных налогоплательщиков.
Положения Закона налагают существенную дополнительную административную нагрузку в первую очередь на добросовестных налогоплательщиков, соблюдающих законодательство при исчислении и уплате налогов, фактически превращая камеральную налоговую проверку в выездную. Расширение полномочий налоговых органов при проведении камеральных налоговых проверок, в частности, предоставление им полномочий по истребованию пояснений, первичных документов, проведению осмотра помещений, многократно увеличит объем работы налоговых органов, что, учитывая ограниченность их ресурсов, не позволит эффективно выявлять лиц, уклоняющихся от уплаты налогов. Одновременно указанное расширение полномочий налоговых органов приведет к увеличению затрат налогоплательщиков, связанных с подготовкой информации (документов), создаст дополнительную административную нагрузку для компаний, что может негативно сказаться на инвестиционном климате в стране.
Наибольшее беспокойство вызывают следующие новации. В первую очередь, это изменения, внесенные в ст. 88 НК РФ о камеральным проверках.
Представление пояснений по изменениям в налоговой декларации может требовать большего времени, чем вводимый с 1 января 2014 г. Законом пятидневный срок. Это косвенно подтверждается тем, что срок представления документов, истребованных налоговым органом, в настоящее время в соответствии со ст. 93 составляет десять дней. Положения Закона дополнительно увеличивают уже существующую административную нагрузку на налогоплательщика, а также его расходы, связанные с подготовкой документов, поясняющих внесение изменений.
Статья 93.1 НК РФ об истребовании документов о налогоплательщике уже сейчас позволяет налоговому органу при выявлении противоречий между сведениями об операциях, содержащимися в налоговых декларациях по НДС, представленных разными налогоплательщиками, истребовать первичные и иные документы, относящиеся к конкретным операциям. Таким образом, введение с 1 января 2015 г. изменений в п. 8.1 ст. 88 НК РФ дополнительно расширит уже существующие права налогового органа и также приведет к увеличению административной нагрузки на налогоплательщика.
Статья 81 НК РФ определяет право налогоплательщика представлять уточненную декларацию в случае обнаружения недостоверных сведений и ошибок. Положения Закона фактически вводят ответственность в виде увеличения административной нагрузки в случае представления уточненной декларации и препятствуют использованию этого права. Так, новации п. 8.3 ст. 88 НК РФ, предоставляющие налоговым органам право истребовать документы при камеральных проверках уточненной декларации, представленной по истечении двух лет со дня, установленного для подачи налоговой декларации за соответствующий период, и в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, или увеличена сумма полученного убытка, фактически превращает камеральную налоговую проверку в выездную.
То же самое можно сказать и об изменениях, внесенных в ст. 91 и 92 НК РФ. Предоставление доступа на территорию или в помещение налогоплательщика, а также права на осмотр территорий и помещений налогоплательщика при проведении камеральной налоговой проверки фактически подменяет камеральную проверку выездной и лишает налогоплательщика возможности использовать свое право на представление уточненной налоговой декларации.
Положения Закона значительно расширяют права налоговых органов, позволяя им истребовать не только информацию, но и документы вне рамок мероприятий налогового контроля, что увеличивает административную нагрузку и расходы налогоплательщиков, связанные с подготовкой документов (ст. 93.1 НК РФ).
Вызывают тревогу и поправки, которые внесены в ст. 76 НК РФ и касаются приостановления операций по счетам. С 2015 г. одним из поводов заблокировать счет компании станет неисполнение в десятидневный срок организацией обязанности по передаче налоговому органу квитанции о приеме требования о представлении документов, требования о представлении пояснений и (или) уведомления о вызове в налоговый орган. Данное положение может привести к неправомерному причинению убытка добросовестным налогоплательщикам, поскольку зачастую задержки происходят в результате сбоя работы систем (не по вине налогоплательщика), а также в результате несоблюдения форм и видов электронных отправлений самим налоговым органом. Приостановление операций по счетам в результате приведет к увеличению числа споров с налоговыми органами и росту административной нагрузки на налогоплательщика.
Большая часть поправок вступает в силу с 2014 и 2015 гг (за исключением изменений в ст. 93.1 НК РФ). В этой связи, учитывая потенциальные негативные последствия данных положений для добросовестных налогоплательщиков и инвестиционного климата в стране, а также их несоответствие заявленному курсу на упрощение налогового администрирования, остается надеяться, что законодатель изменит свою позицию и пересмотрит указанные нормы до их вступления в силу.