Государство предоставляет детям-инвалидам, а также их родителям различные виды социальной защиты. В частности, согласно ст. 262 ТК РФ родителю (опекуну, попечителю) ребенка-инвалида работодатель предоставляет четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц для ухода за таким ребенком. Выходные могут быть использованы одним из родителей (опекунов, попечителей) либо разделены ими между собой по их усмотрению. Рассказываем о том, с какими сложностями могут столкнуться руководители компаний, сотрудники кадровых служб и бухгалтеры при реализации указанной гарантии.
Для получения выходных работнику следует обратиться к работодателю с заявлением.
Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка. В качестве основания можно привести следующие нормы (и разъяснения о порядке их применения):
— ст. 262 ТК РФ;
— п. 17 ст. 37 Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона „О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования“» (далее — Закон № 213-ФЗ);
— постановление Минтруда России № 26, ФСС России № 34 от 04.04.2000 (ред. от 15.04.2002) «Об утверждении разъяснения О порядке предоставления и оплаты дополнительных выходных дней в месяц одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами“» (вместе с разъяснением Минтруда России № 3, ФСС России № 02-18/05-2256 от 04.04.2000);
— письма ФСС России от 17.11.2011 № 14-03-11/08-13985, от 15.08.2011 № 14-03-11/08-8158, от 05.05.2010 № 02-02-01/08-2082;
— письмо Минфина России от 12.12.2007 № 03-04-05-01/407.
Установлено несколько условий для предоставления названной гарантии.
1. Родитель осуществляет уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет. При наличии в семье более одного ребенка-инвалида количество предоставляемых в месяц дополнительных оплачиваемых выходных дней не увеличивается (п. 8 постановления Минтруда России № 26, ФСС России № 34 от 04.04.2000 (ред. от 15.04.2002)).
В случае документального подтверждения расторжения брака между родителями ребенка-инвалида, а также смерти, лишения родительских прав одного из родителей и в других случаях отсутствия родительского ухода (лишение свободы, служебные командировки свыше одного календарного месяца одного из родителей и т.п.) работающему родителю, воспитывающему ребенка-инвалида, четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня предоставляются без предъявления справки с места работы другого родителя. В таком же порядке четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня предоставляются одиноким матерям.
Если одним из работающих родителей дополнительные оплачиваемые выходные дни в календарном месяце использованы частично, другому работающему родителю в этом же календарном месяце предоставляются для ухода оставшиеся дополнительные оплачиваемые выходные дни.
При каждом обращении с заявлением о предоставлении дополнительных выходных дней сотрудник также представляет справку с места работы другого родителя о том, что на момент обращения дополнительные оплачиваемые выходные дни в этом же календарном месяце им не использованы или использованы частично.
2. Для подтверждения права на дополнительные выходные дни работник ежегодно представляет работодателю справку органов социальной защиты населения об инвалидности ребенка с указанием, что ребенок не содержится в специализированном детском учреждении (принадлежащем любому ведомству) на полном государственном обеспечении.
3. Четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц не предоставляются работающему родителю в период его очередного ежегодного оплачиваемого отпуска, отпуска без сохранения заработной платы, отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, оформляемых по личному заявлению. При этом у другого работающего родителя сохраняется право на четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня.
4. Дополнительные оплачиваемые выходные дни, предоставленные, но не использованные в календарном месяце работающим родителем (опекуном, попечителем) в связи с его болезнью, предоставляются ему в том же календарном месяце (при условии окончания временной нетрудоспособности в указанном календарном месяце и предъявления листка нетрудоспособности) (п. 9 постановления Минтруда России № 26, ФСС России № 34 от 04.04.2000 (ред. от 15.04.2002)).
5. Дополнительные выходные дни по уходу за детьми-инвалидами вправе получать и сотрудник, работающий на условиях совместительства (ст. 287 ТК РФ, постановление ФАС Северо-Западного округа от 03.03.2011 по делу № А13-1168/2010).
Законом № 213-ФЗ (п. 17 ст. 37) определено, что с 1 января 2010 г. финансовое обеспечение расходов на оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами в соответствии со ст. 262 ТК РФ, осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых в установленном порядке бюджету ФСС России.
Следовательно, расходы на оплату таких дней не являются расходами работодателя, а предъявляются ФСС России, что предусмотрено и формой Расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (4-ФСС) (утверждена приказом Минтруда России от 19.03.2013 № 107н).
Во избежание ошибок напомним, что оплата дополнительных выходных (несмотря на их финансирование Фондом) не является видом пособий по государственному социальному страхованию. Поэтому при расчете среднего заработка для оплаты применяется не постановление Правительства РФ от 15.06.2007 № 375 «Об утверждении Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», а постановление Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» (далее — постановление № 922).
В соответствии с п. 4 постановления № 922 расчет среднего заработка работника независимо от режима его работы производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата.
Для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат.
При этом следует иметь в виду, что в соответствии с п. 5 постановления № 922 при исчислении среднего заработка из расчетного периода исключается время, а также начисленные за это время суммы, когда работник получал пособие по временной нетрудоспособности, работнику предоставлялись дополнительные оплачиваемые выходные дни для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства и др.
Средний дневной заработок для оплаты четырех дополнительных выходных дней исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за отработанные дни в расчетном периоде, включая премии и вознаграждения, учитываемые в соответствии с п. 15 постановления № 922, на количество фактически отработанных в этот период дней (п. 9 постановления № 922, письмо ФСС России от 05.05.2010 № 02-02-01/08-2082).
ФСС России является источником финансирования выплаты для страхователя (то есть работодателя), однако работник, имеющий ребенка-инвалида, получает оплачиваемые выходные дни от работодателя в рамках трудовых отношений.
Статья 7 Федерального закона 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» определяет, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц, в частности, в рамках трудовых отношений. Пунктом 1 ст. 20.1 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» объектом обложения страховыми взносами на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний признаются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
Как следствие, начисленные суммы подлежат обложению социальными страховыми взносами в общеустановленном порядке, как указано в письмах ФСС России от 17.11.2011 № 14-03-11/08-13985, от 15.08.2011 № 14-03-11/08-8158.
В то же время арбитражные суды в последнее время стали массово рассматривать конфликты работодателей с внебюджетными фондами по вопросу включения оплаты дополнительных выходных дней по уходу за детьми-инвалидами в облагаемую базу. В качестве примеров можно привести постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 29.03.2013 по делу № А70-5551/2012, Уральского округа от 20.03.2013 № Ф09-1654/13 по делу № А50-17019/2012, от 18.12.2012 № Ф09-12354/12 по делу № А71-7811/2012, Московского округа от 28.02.2013 по делу № А41-24690/12, Северо-Западного округа от 10.12.2012 по делу № А05-5260/2012 (Определением ВАС РФ от 25.02.2013 № ВАС-1344/13 отказано в передаче данного дела в Президиум
ВАС РФ).
Логика судов такова: выплату среднего заработка за дополнительные выходные дни по уходу за детьми-инвалидами работодатель производит в силу закона независимо от наличия или отсутствия соответствующих положений в трудовом договоре, коллективном договоре или соглашении. То есть такие выплаты производятся вне рамок каких-либо соглашений между работником и работодателем по поводу осуществления трудовой деятельности и социального обеспечения.
Выплаты работникам за дополнительные выходные дни для ухода за детьми-инвалидами носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан. При этом указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.
На этом основании суды регулярно приходят к выводу о том, что оплата дополнительных дней отдыха одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами как выплата, осуществляемая в соответствии с действующим законодательством, в силу Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов не подлежит.
Для тех, кто предпочитает не доводить дело до суда и минимизировать споры с проверяющими, отметим, что при принятии организацией решения начислять и уплачивать взносы с рассматриваемой нами гарантии, сумму взносов можно будет включить в расходы в целях налогообложения прибыли. Дело в том, что действующим законодательством не предусмотрено финансовое обеспечение за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету ФСС России расходов страхователей на уплату страховых взносов, начисленных на оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами в соответствии со ст. 262 ТК РФ. Таким образом, данные расходы осуществляются за счет средств страхователя и могут быть учтены ими при формировании налоговой базы по налогу на прибыль.
Облагается ли оплата дополнительных выходных дней по уходу за детьми инвалидами НДФЛ — спорный вопрос. Здесь также играет роль трактовка выплаты, как формы социальной поддержки работника.
Ввиду того, что выплата финансируется Фондом социального страхования, она по своей сути соотносится с положениями ст. 1 Федерального закона от 16.07.99 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования». Обязательное социальное страхование согласно этой статье представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
На основании п. 8 постановления Правительства РФ от 12.02.94 № 101 «О Фонде социального страхования Российской Федерации» средства этого фонда направляются на оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет.
Пунктом 1 ст. 217 НК РФ определено, что не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) следующие виды доходов физических лиц: государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством.
Следовательно, оплата дополнительных дней отдыха одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами как иная выплата, осуществляемая в соответствии с действующим законодательством, в силу п. 1 ст. 217 НК РФ обложению налогом на доходы физических лиц не подлежит.
Такой позиции придерживается Президиум ВАС РФ, выразив ее в постановлении от 08.06.2010 № 1798/10 и определив, что содержащееся в нем толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.
ФНС России признает этот порядок верным, о чем написала в письме от 12.08.2011 № СА-4-7/13193@ (п. 44). Минфин России, хоть и упоминает названное постановление Президиума ВАС РФ в ряде своих писем, все же придерживается иного мнения.
По утверждению чиновников финансового ведомства, оплата дополнительных выходных дней не относится к государственным пособиям, поскольку она не поименована в перечне государственных пособий, установленном ст. 3 Федерального закона от 19.05.95 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Другие пункты ст. 217 НК РФ также не содержат среди освобождаемых доходов выплаты, производимые в виде дополнительных оплачиваемых четырех выходных дней в месяц одному из работающих родителей для ухода за ребенком-инвалидом. На этом основании делается вывод о том, что НДФЛ удерживать необходимо. Такой вывод содержится в письмах Минфина России от 27.03.2013 № 03-04-05/6-294, от 13.01.2012 № 03-04-06/8-4, от 24.11.2011 № 03-04-06/8-318, от 12.12.2007 № 03-04-05-01/407, от 13.04.2007 № 03-04-06-01/117, от 21.02.2007 № 03-04-06-01/47, от 12.12.2006 № 03-05-01-05/274, от 14.06.2006 № 03-05-01-04/159, от 31.07.2006 № 04-1-02/419@, от 13.06.2007 № 03-04-06-01/184, от 01.07.2011 № 03-04-08/8-101).