За публикацию объявлений о вакансиях, содержащих такие критерии отбора соискателей, как возраст, пол, социальное положение, раса, вероисповедание и другие дискриминационные в силу ст. 3 ТК РФ ограничения, распространителям таких сведений положен административный штраф. Размер его колеблется от 1000 до 15 000 руб. в зависимости от субъекта и тяжести правонарушения.
Законодатели наконец воплотили в жизнь давние планы по введению ответственности за публикацию «неправильных» вакансий. С 14 июля вступает в силу Федеральный закон от 02.07.2013 № 162-ФЗ «О внесении изменений в Закон РФ „О занятости населения в РФ” и отдельные законодательные акты РФ» (далее — Закон № 162-ФЗ), который запрещает распространение работодателями или иными лицами по их поручению информации о свободных рабочих местах или вакансиях, прямо или косвенно ограничивающей права, дающей какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников (далее — информация дискриминационного характера). Исключения составляют лишь случаи, когда необходимость установления таких ограничений или преимуществ предусмотрена федеральными законами. Например, не могут быть приняты на работу лица моложе 16 лет за редкими исключениями, иностранные граждане без разрешения на работу за редкими исключениями и т.д. (ст. 63 ТК РФ, подп. 1—9 п. 4 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ).
К работодателям или иным лицам, например, hr-агентствам, за распространение подобной информации будут применяться административные штрафы в размере:
■ от 500 до 1000 руб. — для граждан;
■ от 3000 до 5000 руб. — для должностных лиц;
■ от 10 000 до 15 000 руб. — для юридических лиц (ст. 13.11.1 КоАП РФ в ред. Закона № 162-ФЗ).
Стоит отметить, что привлечь работодателя к ответственности за дискриминацию при приеме на работу нового сотрудника довольно сложно — было и скорее всего будет. Поправки, внесенные Законом № 162-ФЗ, могут привести лишь к тому, что тексты объявлений о вакансиях будут тщательнее «вычищаться» их распространителями, а лицам, занимающимся отбором персонала, придется тратить больше времени на собеседования с соискателями. Полагаем, что отбор кандадитов с ориентацией на их возраст и пол устранить с помощью административных штрафов нереально, ведь такого рода решения не являются чисто правовыми, скорее управленческими. К тому же обосновывать отказ в приеме на работу в письменной форме в России не принято, а в таком случае как понять, что компания сказала «нет» женщине с маленьким ребенком именно потому, что она женщина с маленьким ребенком?
Кроме того, непонятно, из каких источников и по каким критериям трудинспекторы (а именно они уполномочены составлять протоколы о правонарушениях, выносить постановления будут судьи) станут отбирать опубликованные объявления о вакансиях для проверки. Будет ли составлен один протокол при выявлении публикации одного объявления о двух вакансиях с запретными критериями? И как будут привлекать к ответственности работодателя или кадровое агентство, если они заказали серию публикаций соответствующего объявления в СМИ с идентичным текстом? Всех этих тонкостей Закон № 162-ФЗ не содержит, а в Роструде ответить нам на указанные вопросы не смогли, пояснив, что сами ждут ведомственных разъяснений.
Также в соответствие с законодательством приводятся положения ТК РФ и Закона от 19.04.91 № 1032-1 «О занятости населения в РФ» в части гарантий защиты от дискриминации в сфере труда. В этот же день, 14 июля, вступит в силу Федеральный закон от 02.07.2013 № 157-ФЗ (далее — Закон № 157-ФЗ), также вносящий поправки в Трудовой кодекс. Он расширяет перечень лиц, которым работодатели обязаны на основании письменного заявления работника предоставить отпуск без сохранения зарплаты. В число таких лиц войдут:
■ родители и супруги военнослужащих, сотрудников ОВД, федеральной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов;
■ родители и супруги сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших или умерших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей, либо вследствие заболевания, связанного с прохождением такой службы.
Указанный отпуск предоставляется на срок до 14 календарных дней в году (абз. 4 ч. 2 ст. 128 ТК РФ в ред. Закона № 157-ФЗ).