Процедуру общественного обсуждения сейчас проходит законопроект о регулировании прав и обязанностей работников и работодателей — граждан или субъектов малого предпринимательства. Разработчики документа предлагают ввести новое правило: для того чтобы устроиться на работу к обозначенным выше работодателям, потенциальному работнику понадобится получить в органах службы занятости трудовой патент. В то же время самих работодателей от бумажной волокиты планируют освободить — большинство вопросов будет решаться в рамках трудовых договоров, а не локальных актов.
На портале раскрытия информации органами власти о подготовке проектов нормативных правовых актов www.regulation.gov.ru проводится общественное обсуждение проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования правового регулирования трудовых отношений работников, работающих у работодателей — субъектов малого предпринимательства и работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями)» (далее — Проект). Посетители портала могут до 3 сентября вносить свои предложения по улучшению данного законопроекта, направляя их по адресу электронной почты: PetrovSM@rosmintrud.ru или на почтовый адрес: 127994, г. Москва, ул. Ильинка, д. 21.
Законопроект направлен на освобождение некоторых работодателей от ряда обязанностей, например, оформления СНИЛС для сотрудников. Также планируется освободить их от издания локальных нормативных актов, например, правил внутреннего трудового распорядка и др. Как указано в пояснительной записке к законопроекту, большинство вопросов предлагается решать непосредственно в рамках одного лишь трудового договора. И это, безусловно, полезно, ведь у таких работодателей нет штата сотрудников, отвечающих за разные бюрократические сферы бизнеса.
Непредприниматели смогут позволить себе работника только с патентом
Новеллой законопроекта является то, что помимо перечисленных в ст. 2 Закона РФ от 19.04.91 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее — Закон о занятости) граждан занятыми будут считаться также граждане, работающие на основании патента у работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Таким образом, разработчики проекта вводят новый институт «трудовых» патентов для работников, занятых у вышеназванных работодателей.
Работодателям — физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, планируется запретить принимать на работу граждан без патента (п. 1 ст. 81 Закона о занятости в ред. Проекта). Это исключит необходимость заключения трудового договора.
Выдавать патенты по заявлениям соискателей с целью трудоустройства будут органы государственной власти субъектов РФ в области содействия занятости населения — органы службы занятости, перечень которых содержится на портале Роструда www.trudvsem.ru (п. 2 ст. 1 проекта, п. 2 ст. 81 Закона о занятости в ред. Проекта).
Патент планируется выдавать сроком на пять лет для работы у работодателя на территории того субъекта РФ, где патент был выдан (п. 4 и 5 ст. 81 Закона о занятости в ред. Проекта). Госпошлину за патент необходимо будет уплачивать в соответствии с законодательством о налогах и сборах (подп. 3 п. 3 ст. 81 Закона о занятости в ред. Проекта), хотя в действующем законодательстве размеров и особенностей уплаты такой пошлины, разумеется, не установлено.
Утверждение порядка выдачи и формы патента и заявления о его получении планируется поручить Минтруду России (п. 6 ст. 3 ст. 81 Закона о занятости в ред. Проекта).
Проект также предлагает в перечень страхователей по обязательному страхованию включить физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, осуществляющих трудовую деятельность на основании патента и уплачивающих за себя страховые взносы на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование. Разработчики планируют, что указанные субъекты будут уплачивать фиксированные взносы в размере, равном произведению тарифа и МРОТ, установленного на начало финансового года, за который уплачиваются взносы, умноженного на количество месяцев действия патента. Органы службы занятости в течение десяти дней после выдачи патента работнику для трудоустройства к работодателю — физическому лицу будут обязаны сообщить сведения о его выдаче в ПФР или ФСС России. Регистрацию страхователей — физических лиц планируется производить в течение пяти дней со дня представления сведений органами службы занятости о выдаче патента (абз. 6 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ и п. 4 ч. 1 ст. 2.3 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ в ред. Проекта). Пособие по нетрудоспособности будет выплачиваться за первые три дня нетрудоспособности за счет средств страхователя, а начиная с четвертого дня за счет средств ФСС России (п. 1 и 2 ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ в ред. Проекта).
Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» разработчики планируют дополнить специальной статьей, регулирующей порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов указанными гражданами.
Жизнь субъектов малого бизнеса облегчат изменения в Трудовой кодекс РФ
Проект предполагает приведение в соответствие с новыми нормами и положения Трудового кодекса РФ. В частности, вышеуказанные работодатели не обязаны будут издавать локальные нормативные акты, вести трудовые книжки, а трудовые отношения с работником будут возникать с момента фактического допущения работника к работе при наличии у него патента (ч. 1 ст. 8, абз. 7 ч. 1 ст. 22 и новые ч. 4 ст. 16 и ч. 3 ст. 66 ТК РФ в ред. Проекта). Работодателям — субъектам малого предпринимательства предлагается даже запретить оформлять трудовые книжки, а подтверждением факта и периода работы сделать только трудовой договор (обновленная ст. 309 ТК РФ).
Срочный трудовой договор предлагается заключать работодателям — субъектам малого предпринимательства, численность работников которых не больше 100 человек. К примеру, в крестьянских (фермерских) хозяйствах именно такая численность является максимальной для сохранения статуса субъекта малого предпринимательства. Пока эта норма действует в отношении численности максимум в 35 сотрудников (абз. 2 ч. 2 ст. 59 ТК РФ).
Причем в случае принятия Проекта глава 48 ТК РФ «Особенности регулирования труда работников, работающих у работодателей — физических лиц» будет регулировать труд работников не только граждан, но и субъектов малого предпринимательства, в том числе организаций. Примерную форму трудового договора должен будет утвердить Минтруд России. Соответственно, обязанность регистрации такого договора, а также его прекращения в органах местного самоуправления по месту жительства отпадет (ч. 4 ст. 303, ч. 3 ст. 307 ТК РФ). Срок предупреждения работодателем об изменении условий трудового договора работника предлагается сократить вдвое; сейчас он составляет две недели (ст. 306 ТК РФ).
Работодатели — физические лица, не являющиеся предпринимателями, будут вправе привлекать граждан к трудовой деятельности в целях личного обслуживания и помощи по ведению домашнего хозяйства только при наличии у таких работников патента. Подтверждением факта работы будет справка о периоде такой работы (ч. 1 и 5 ст. 309) ТК РФ в ред. Проекта).