Индекс предпринимательской уверенности в оптовой торговле в апреле — июне 2013 г. после балансирования в течение двух предшествующих кварталов на отметке +7% все-таки немного снизился — до +6%. Ученые ВШЭ отмечают, что от стагнации отрасль удерживает спрос домашних хозяйств.
Самые высокие значения индекса предпринимательской уверенности (ИПУ) оказались в оптовых организациях, реализующих социально-ориентированные товары. Наилучший деловой климат сложился в организациях, занимающихся поставками фармацевтических и медицинских товаров (+9%), пищевых продуктов, включая напитки и табачные изделия, а также бытовой мебели (+8%).
Среди обследованных оптовых организаций, ориентированных на продажу производственно-технических товаров, наиболее благоприятная конъюнктура отмечалась в фирмах, реализующих руду и металлы (+8%), автотранспортные средства, машины и оборудование (+8 и +7% соответственно).
Заметное ослабление делового климата по сравнению с I кварталом было зафиксировано у оптовиков, поставляющих парфюмерию и косметику (ИПУ снизился с +11 до +3%), автомобильные детали, узлы и принадлежности (с +10 до + 2%), химические продукты (с +10 до +6%).
К наиболее неблагоприятному изменению деловых тенденций оптовых организаций следует отнести дальнейшее ослабление финансовой составляющей. По итогам 2012 г. в секторе удалось не только сохранить, но и укрепить положительный тренд в финансово-экономическом положении оптовых фирм. Результаты же 1-го полугодия 2013 г. показывают, что один из главных показателей оптовой торговли — прибыль — продолжил снижение в области отрицательных значений. Во II квартале уменьшение прибыли по сравнению с I кварталом констатировали уже более 40% респондентов.
Понижательная корректировка указанных выше показателей отразилась на динамике численности занятых. В анализируемом периоде возобновились темпы сокращения персонала, о чем сообщили четверть руководителей организаций.
Следует отметить, что в анализируемом периоде практически 60% предпринимателей указывали на недостаточный платежеспособный спрос со стороны клиентов. При этом необходимо учитывать, что оптовая торговля из-за большой доли продаж сырья зависит в большей степени не от платежеспособного спроса населения, а от финансовых возможностей предприятий реального сектора экономики.
Наиболее острую зависимость от недостатка спроса в анализируемом периоде испытывали оптовые фирмы, реализующие металлы и металлические руды (70% респондентов), машины и оборудование (66%), химические продукты (64%), автотранспортные средства (62%).
В меньшей степени затруднения прослеживались в фирмах, чьи продажи зависели от динамики потребления домашних хозяйств. Они являются одним из конечных звеньев в цепочке распределения оптовой торговли и в сложившейся конъюнктуре удерживают «на плаву» отрасль.