Оценку Всемирным банком российской экономики как пятой в мире по габаритам можно признать «отрадным» известием, как признал премьер Дмитрий Медведев, если не смотреть другие рейтинги, так как их сопоставление порождает уныние.
Председатель Правительства РФ сказал: «Россия вышла на пятое место в рейтинге крупнейших экономик мира по объему ВВП, потеснив Германию... Это отрадное сообщение».
Банальная реакция — посмотреть, на каком месте Россия по доходам на душу населения. На 59-м с 12 700 долл. на душу. А упомянутая премьером Германия — на 22-м месте с 44 010 долл.
Но почему, возникает вопрос, мы почти в четыре раза уступаем немцам по доходам на душу населения, опережая их по размерам экономики? Явно не потому, что у них раза в четыре меньше едоков. В Германии живет около 82 млн человек против почти 142 миллионов в России. Учтем, что у немцев почти нет полезных ископаемых, если даже и остался еще бурый уголь.
Ответ тоже банален — производительность труда у них выше. И прибыль они получают не от экспорта, скажем, брюквы, а от продаж машин и оборудования, в очередь на покупку которых стоит каждое уважающее себя, скажем, китайское предприятие, хоть трубы, хоть ботинки оно выпускает.
Кстати, еще сильнее мы уступаем по душевым доходам американцам (14-е место, по 50 120 долл. на каждого из 308 млн человек). Ладно, американцы, допустим, вообще кровососы и дурят весь мир, заставляя покупать их же долги в виде хитроумных производных бумаг. Но еще мы проигрываем Швеции (10-е место, по 56 210 долл.), в которой вообще уже давно установился почти тот социализм, который снился многим партработникам в СССР. В Швеции, кстати, налоги на бизнес и на людей намного выше наших, немецких и американских. При этом королевство спокойно минует нынешний мировой кризис.
Германия, США и Швеция, можно сказать, олицетворяют собой три модели государственного и экономического устройства.
Немецкий рационализм, американский авантюризм и скандинавский социализм. И все нас переигрывают. Тот же ВБ и другие мировые институты давно перестали обожествлять размер ВВП, который не гарантирует процветание народов.
Учитывается много других важных факторов. Например, ООН вычисляет индекс развития человеческого потенциала. Смотрим: результаты рейтинга стран по развитию этого смешного потенциала хорошо коррелируются с данными о тех же доходах на душу населения. США — 3-е место, Германия — 5-е, Швеция — 8-е, Россия — 55-е.
Для развития человеческого потенциала требуются, конечно, образование и здравоохранение. Тоже есть рейтинги.
По уровню образования. США — 5-е место, Германия — 9-е, Швеция — 16-е, Россия — 49-е.
А вот данные из рейтинга стран мира по уровню расходов на здравоохранение. ООНовские эксперты включают, надо помнить, в них общий объем и государственных, и частных расходов, считая сумму в процентах от ВВП. Вот, что имеем. США — 6-е место (9,5% ВВП), Германия — 10-е (9%), Швеция — 20-е (7,8%), Россия — 106-е (3,2%).
Тоже все позиции, как видим, сопоставимы с данными об уровне подушевых доходов. Эти доходы прямо зависят от производительности труда, рост которой в современном мире невозможно обеспечить без развития того самого человеческого потенциала. Кажется, что теперь даже высшим бюрократам стало ясно, что дело не столько в размере, сколько в умении распорядиться ресурсами. Но, как видим, нет движений к тому, чтобы вкладываться в развитие всяких человеческих потенциалов. Вот работа по перенаправлению тех же финансовых потоков идет перманентно. Нынче это называется, в том числе, «бюджетным маневром». О сути которого ясно написала Наталья Акиндинова из ВШЭ: «Оказывается, что „бюджетные маневры“, главным образом, заключаются в том, чтобы увеличивать затраты на содержание силовых структур и зарплаты чиновников, а также в том, чтобы увеличить расходы на строительство высокоскоростных магистралей и проведение чемпионата мира по футболу за счет сокращения затрат на образование и здравоохранение, опасаясь тронуть оборонный заказ».
Пренебрежение к личностям со всеми их «потенциалами», амбициями на основании своих никчемных маленьких бизнесов, хамским нежеланием ходить строем и отражается потом в международных экономических рейтингах. Например, в «Рейтинге глобальной конкурентоспособности 2012—2013». США — 7-е место, Германия — 6-е, Швеция — 4-е, Россия — 67-е из 144.