Управление доходностью ассортимента в розничной сети

| статьи | печать

В розничной торговле работа с ассортиментом, распродажа остатков, скидки — самые актуальные задачи. Ведь правильный выбор и управление ассортиментом и его структурой определяют доходность компании. Знание множества факторов, влияющих на маржинальность ассортимента и реальных причинно-следственных связей между ними, позволяет моделировать оптимальный товарный портфель. Выявлять эти факторы, ­эффективно и качественно проводить интерактивный анализ их влияния на структуру ассортимента и его рентабельность позволяют решения для бизнес-аналитики, доступ к которым сегодня для оперативного принятия решения на местах необходим линейным руководителям. Главное при этом ­— правильно построить методику детерминированного факторного анализа валовой прибыли ассортиментного портфеля и адаптировать ее к специфике продаж розничной торговой сети. О том, как это сделать, и пойдет речь.

Особенностями сис­темы управления крупных розничных сетей являются потребность в делегировании полномочий «на ­места» и, как следствие, предоставление доступа к аналитике не только для узкой группы управляющих менеджеров, но и многим линейным руководителям (­бренд-менеджерам и категорийным менеджерам) для оперативного обнаружения «узких мест» и своевре­менного регулирования ­ситуации.

Для повышения эффективности принятия оперативных решений в области управления валовой прибылью ассортиментного портфеля прежде всего необходимо разработать методику такого анализа и построить реализующий ее инструмент. И это позволит решить следующие практические задачи:

■ повысить качество проработки управленческого решения (через многомерность ­анализа);

■ сократить время на подготовку информации для принятия решения (через автоматизацию гибкого интерактивного ­анализа).

Факторный анализ валовой прибыли ассортимента

С целью проведения анализа маржинальности товарного портфеля представим абсолютное значение валовой прибыли по продуктам по следующей формуле:

Валовая прибыль (ВП) = Продажи (П) х ВП%

Чтобы исключить влияние открытия, раскрутки и закрытия некоторых торговых точек сети, целесообразно проводить анализ на сравнимой базе магазинов (Like-for-like, то есть магазинов, стабильно работающих на протяжении нескольких лет):

Для анализа влияния изменения структуры ассортимента на валовую рентабельность товарного портфеля представим Продажи LFL как сумму:

Далее разложим показатель валовой рентабельности на влияющие факторы (скидка — Ск, наценка — Н):

В результате мы получили смешанную (аддитивно-мультипликативную) модель валовой прибыли по ассортиментному портфелю торговой сети:

При необходимости анализ можно продолжать и на более глубоких уровнях. Например, влияние скидки разложить на три составляющие — сезонную скидку, бонусную скидку и специальную скидку сотрудников.

Графически данная модель представлена на рис. 1.

Помимо предложенного варианта разложения валовой прибыли по факторам, можно использовать и другие модели (см. рис. 2).

При этом задача состоит в определении степени влияния каждого фактора на изменение итогового параметра, то есть превращении смешанной модели в простую аддитивную.


Анализ отклонений

Существует несколько видов факторного анализа (см. табл. 1).

Для анализа отклонений в рассматриваемом случае удобно использовать логарифмический метод разложения по факторам. Его основное преимущество заключается в том, что не возникает разницы в расчетах при изменении последовательности подстановки факторов. И в явном виде не образуется неразложимый остаток (он пропорцио­нально распределяется между факторами в зависимости от их влияния на результирующий показатель). Кроме того, такой расчет удобно автоматизировать в любой аналитической ­системе.

Формула разложения для каждого из факторов при использовании логарифмического метода детерминированного факторного анализа такова:

Таким образом, получаем разложение изменения абсолютного показателя валовой прибыли на аддитивные составляющие, вызванные ключевыми факторами. В зависимости от степени влияния каждого фактора руководство принимает решение об изменении работы с товаром (см. табл. 2).


СС ­— себестоимость;

РРЦ — рекомендованные розничные цены, базовые цены, от которых устанавливается скидка

Факторный анализ (таблица 1)

Виды факторного анализа

Методы, применяемые в данном виде анализа

Детерминированный факторный анализ

  • Метод цепных подстановок
  • Метод абсолютных и относительных разниц
  • Балансовый метод
  • Индексный метод
  • Логарифмический метод
  • Интегральный метод
  • Другие методы

Стохастический факторный анализ

  • Корреляционный метод
  • Регрессионный метод
  • Дисперсионный метод
  • Метод кластерного анализа
  • Другие методы

Факторы изменения валовой прибыли ассортиментного портфеля (таблица 2)

Фактор

Источник изменения

Корректирующее воздействие

Продажи новых и LFL­магазинов и валовая рентабельность, %

Показывает степень экстенсивного/интенсивного развития

Поиск оптимального значения валовой прибыли по кривой эластичности продаж от валовой рентабельности (то есть наценки и скидки)

Структура ассортимента

Перераспределение спроса в сторону товара разной группы маржинальности

Проведение ABC, Парето, квадрантного анализа по структуре маржинальности

Наценка

Показывает сбалансированность ценовой политики компании и закупочных цен поставщиков

Установление целевой наценки по группам товара и контроль распределений групп товара по маржинальности в обороте

Компоненты наценки — рост средней цены единиц товара РРЦ

Характеризует ценовую политику в анализируемой товарной категории

Проведение анализа конкурентного предложения с целью оптимизации розничной цены

Компоненты наценки — рост себестоимости единицы товара

Характеризует эффективность закупочной деятельности, а также эффективность логистики

Переговоры с поставщиками, поиск новых

1– Скидка, %

Характеризует способность товара «продавать» себя по полной цене

Более раннее введение промо­активностей для нивелирования ликвидации стоков в конце активного сезона продаж