В розничной торговле работа с ассортиментом, распродажа остатков, скидки — самые актуальные задачи. Ведь правильный выбор и управление ассортиментом и его структурой определяют доходность компании. Знание множества факторов, влияющих на маржинальность ассортимента и реальных причинно-следственных связей между ними, позволяет моделировать оптимальный товарный портфель. Выявлять эти факторы, эффективно и качественно проводить интерактивный анализ их влияния на структуру ассортимента и его рентабельность позволяют решения для бизнес-аналитики, доступ к которым сегодня для оперативного принятия решения на местах необходим линейным руководителям. Главное при этом — правильно построить методику детерминированного факторного анализа валовой прибыли ассортиментного портфеля и адаптировать ее к специфике продаж розничной торговой сети. О том, как это сделать, и пойдет речь.
Особенностями системы управления крупных розничных сетей являются потребность в делегировании полномочий «на места» и, как следствие, предоставление доступа к аналитике не только для узкой группы управляющих менеджеров, но и многим линейным руководителям (бренд-менеджерам и категорийным менеджерам) для оперативного обнаружения «узких мест» и своевременного регулирования ситуации.
Для повышения эффективности принятия оперативных решений в области управления валовой прибылью ассортиментного портфеля прежде всего необходимо разработать методику такого анализа и построить реализующий ее инструмент. И это позволит решить следующие практические задачи:
■ повысить качество проработки управленческого решения (через многомерность анализа);
■ сократить время на подготовку информации для принятия решения (через автоматизацию гибкого интерактивного анализа).
Факторный анализ валовой прибыли ассортимента
С целью проведения анализа маржинальности товарного портфеля представим абсолютное значение валовой прибыли по продуктам по следующей формуле:
Валовая прибыль (ВП) = Продажи (П) х ВП%
Чтобы исключить влияние открытия, раскрутки и закрытия некоторых торговых точек сети, целесообразно проводить анализ на сравнимой базе магазинов (Like-for-like, то есть магазинов, стабильно работающих на протяжении нескольких лет):
Для анализа влияния изменения структуры ассортимента на валовую рентабельность товарного портфеля представим Продажи LFL как сумму:
Далее разложим показатель валовой рентабельности на влияющие факторы (скидка — Ск, наценка — Н):
В результате мы получили смешанную (аддитивно-мультипликативную) модель валовой прибыли по ассортиментному портфелю торговой сети:
При необходимости анализ можно продолжать и на более глубоких уровнях. Например, влияние скидки разложить на три составляющие — сезонную скидку, бонусную скидку и специальную скидку сотрудников.
Графически данная модель представлена на рис. 1.
Помимо предложенного варианта разложения валовой прибыли по факторам, можно использовать и другие модели (см. рис. 2).
При этом задача состоит в определении степени влияния каждого фактора на изменение итогового параметра, то есть превращении смешанной модели в простую аддитивную.
Анализ отклонений
Существует несколько видов факторного анализа (см. табл. 1).
Для анализа отклонений в рассматриваемом случае удобно использовать логарифмический метод разложения по факторам. Его основное преимущество заключается в том, что не возникает разницы в расчетах при изменении последовательности подстановки факторов. И в явном виде не образуется неразложимый остаток (он пропорционально распределяется между факторами в зависимости от их влияния на результирующий показатель). Кроме того, такой расчет удобно автоматизировать в любой аналитической системе.
Формула разложения для каждого из факторов при использовании логарифмического метода детерминированного факторного анализа такова:
Таким образом, получаем разложение изменения абсолютного показателя валовой прибыли на аддитивные составляющие, вызванные ключевыми факторами. В зависимости от степени влияния каждого фактора руководство принимает решение об изменении работы с товаром (см. табл. 2).
СС — себестоимость;
РРЦ — рекомендованные розничные цены, базовые цены, от которых устанавливается скидка
Факторный анализ (таблица 1)
Виды факторного анализа |
Методы, применяемые в данном виде анализа |
Детерминированный факторный анализ |
|
Стохастический факторный анализ |
|
Факторы изменения валовой прибыли ассортиментного портфеля (таблица 2) | ||
Фактор |
Источник изменения |
Корректирующее воздействие |
Продажи новых и LFLмагазинов и валовая рентабельность, % |
Показывает степень экстенсивного/интенсивного развития |
Поиск оптимального значения валовой прибыли по кривой эластичности продаж от валовой рентабельности (то есть наценки и скидки) |
Структура ассортимента |
Перераспределение спроса в сторону товара разной группы маржинальности |
Проведение ABC, Парето, квадрантного анализа по структуре маржинальности |
Наценка |
Показывает сбалансированность ценовой политики компании и закупочных цен поставщиков |
Установление целевой наценки по группам товара и контроль распределений групп товара по маржинальности в обороте |
Компоненты наценки — рост средней цены единиц товара РРЦ |
Характеризует ценовую политику в анализируемой товарной категории |
Проведение анализа конкурентного предложения с целью оптимизации розничной цены |
Компоненты наценки — рост себестоимости единицы товара |
Характеризует эффективность закупочной деятельности, а также эффективность логистики |
Переговоры с поставщиками, поиск новых |
1– Скидка, % |
Характеризует способность товара «продавать» себя по полной цене |
Более раннее введение промоактивностей для нивелирования ликвидации стоков в конце активного сезона продаж |