Затраты на приобретение в рамках аукциона права на заключение договора о закреплении долей квот на вылов водных биологических ресурсов учитываются в целях ЕСХН
(Постановление ФАС Северо-Западного округа от 05.06.2013 по делу № А42-5816/2012)
В ходе выездной проверки рыбопромышленной компании налоговики пришли к выводу о неправомерном учете в целях ЕСХН расходов, связанных с участием налогоплательщика в аукционах по приобретению права на заключение договора о закреплении долей квот вылова водных биологических ресурсов, и, соответственно, доначислили ЕСХН, пени и штраф. Обоснование — такие затраты не поименованы в п. 2 ст. 346.5 НК РФ. Компания обратилась в суд.
Суды трех инстанций поддержали налогоплательщика на следующих основаниях.
Юридические лица могут осуществлять промышленное рыболовство в отношении водных биологических ресурсов, общий допустимый улов которых устанавливается, или в отношении таких ресурсов, общий допустимый улов которых не устанавливается. При этом квоты вылова распределяются между лицами, осуществляющими рыболовство на судах рыбопромыслового флота, путем заключения с ними договоров о закреплении долей квот вылова на десять лет. По решению федерального органа исполнительной власти в области рыболовства продажа права на заключение договора о закреплении долей квоты вылова водных биологических ресурсов, которые ранее не были отнесены к объектам рыболовства или вылов которых осуществляется в новых районах добычи, или договора пользования указанными ресурсами, может осуществляться на аукционах. Такой порядок закреплен ст. 16, 29 и 31 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».
По общему правилу расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком (п. 1 ст. 252 НК РФ). При этом к материальным расходам, в частности, относятся затраты на приобретении сырья (материалов), используемых в производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг) или образующих их основу, либо являющихся необходимым компонентом при производстве (подп. 1 п. 1 ст. 254 НК РФ).
Плательщики сельхозналога при определении объекта налогообложения уменьшают полученные доходы на материальные расходы (подп. 5 п. 2 ст. 346.5 НК РФ). Расходы принимаются применительно к порядку, предусмотренному для исчисления налога на прибыль организаций в соответствии со ст. 254 НК РФ. Материальные затраты, определяемые в соответствии с подп. 1 и 4 п. 1 названной нормы, могут быть отнесены к прямым расходам.
Арбитры указали, что приобретение на аукционе права на заключение договора о закреплении долей квот вылова водных биологических ресурсов является необходимым условием для их добычи и приобретения права собственности на выловленные ресурсы. Поэтому данные расходы прямо связаны с приобретением права собственности на водные биологические ресурсы и соответствуют определению материальных расходов, данному в статье 254 НК РФ. А материальные расходы согласно подп. 5 п. 2 ст. 346.5 НК РФ относятся на уменьшение объекта налогообложения ЕСХН.
Следовательно, компания правомерно учла спорные расходы при определении налоговой базы по сельхозналогу.
Получение материалов по сопроводительным документам до момента перехода на уплату ЕСХН не свидетельствует об их списании в производство в периоде применения общего режима налогообложения
(Постановление ФАС Северо-Западного округа от 05.06.2013 по делу № А42-5816/2012)
Налоговики провели выездную проверку компании на ЕСХН и пришли к выводу, что при исчислении сельхозналога налогоплательщик неправомерно включил в состав расходов стоимость материально-производственных запасов (МПЗ), отпущенных в производство до перехода на специальный налоговый режим. Результат был предсказуем — доначисление «недостающего» налога, соответствующих пеней и штрафа. Решение проверяющих компания оспорила в суде.
Арбитры трех инстанций поддержали налогоплательщика и сняли все доначисления на основании следующего.
По общему правилу материальные расходы учитываются в составе расходов в момент погашения задолженности (подп. 2 п. 5 ст. 346.5 НК РФ).
Расходы, осуществленные организацией после перехода на уплату ЕСХН, признаются расходами, вычитаемыми из налоговой базы, на дату их осуществления, если оплата таких расходов была осуществлена до перехода на уплату ЕСХН, либо на дату оплаты, если оплата таких расходов была осуществлена после перехода организации на уплату ЕСХН. Об этом сказано в подп. 4 п. 6 ст. 346.6 НК РФ.
Следовательно, после перехода на уплату ЕСХН налогоплательщики, ранее применявшие общий режим налогообложения с использованием метода начисления, оплаченные до перехода на уплату ЕСХН расходы признают расходами, вычитаемыми из налоговой базы, на дату их осуществления.
Датой осуществления материальных расходов признается: дата передачи в производство сырья и материалов — в части сырья и материалов, приходящихся на производственные товары (работы, услуги), или дата подписания налогоплательщиком акта приемки-передачи услуг (работ) — для услуг (работ) производственного характера (п. 2 ст. 272 НК РФ).
Списание материалов с подотчета соответствующего подразделения организации и отнесение их стоимости на затраты производства (в зависимости от того, на какие цели израсходованы материалы) производится на основании акта расхода по фактически израсходованным материалам.
Суды пришли к выводу, что датированные годами применения общего режима налогообложения счета-фактуры, инвойсы, товарные накладные по приобретенным товарно-производственным запасам не свидетельствуют об их передаче в производство именно в то время.
Получение компанией материалов по сопроводительным документам еще не означает их использование в производственной деятельности. Счета и товарно-транспортные накладные являются документами, подтверждающими оформление операций по поступлению товаров. Это следует из п. 44 и 47 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н. В силу п. 90 и 98 названных указаний отнесение стоимости материалов на затраты производства осуществляется после их отпуска в производства и фактического расходования. Оформляется такая операция актом расхода.
Соответственно, документом, подтверждающим учет отпуска материалов в производство, является акт, подтверждающий списание данных материалов в связи с их использованием. Такие акты являются основанием для отнесения стоимости материалов на затраты производства.
Арбитры установили, что спорные МПЗ по состоянию на дату перехода на ЕСХН числились у компании в остатках материальных ценностей. Таким образом, до этого момента материальные ценности не были использованы в производстве готовой продукции и не могли быть отнесены на расходы.