Госдума ФС РФ в осеннюю сессию рассмотрит законопроект, который предусматривает для недобросовестных работодателей новую «угрозу» — расширение прав их работников. Речь идет о законопроекте № 316848-6 «О внесении изменений в статью 4.5 КоАП РФ и Федеральный закон „О несостоятельности (банкротстве)”». Разработчики документа, внесенного на рассмотрение нижней палаты парламента 17 июля, предлагают наделить работников правом инициирования банкротства своих работодателей в случае задержки заработной платы.
Президент России в конце прошлого года поручил усовершенствовать механизм обеспечения прав работников на получение причитающейся им заработной платы в случае банкротства работодателя (поручение от 10.10.2012 № Пр-2653), и вот на днях Правительством в Госдуму был внесен законопроект с соответствующими поправками. Автором документа стал Минтруд, а Российская трехсторонняя комиссия рассмотрела и одобрила его.
Задержка зарплаты может грозить работодателю не только штрафами, но и банкротством
Проблема ликвидации задолженности по заработной плате, как показывают данные Росстата (www.gks.ru > Официальная статистика > Рынок труда, занятость и заработная плата), является одной из самых злободневных в сфере трудового права. По состоянию на 1 июля текущего года суммарная задолженность по выплате заработной платы составляет 2537 млн руб. и по сравнению с 1 июня 2013 г. увеличилась на 242 млн руб. (на 10,6%). Эти цифры, правда, не учитывают работодателей, относящихся к субъектам малого предпринимательства.
Просроченная задолженность по заработной плате из-за отсутствия у организаций собственных средств составила 2519 млн руб., или 99,3% общей суммы просроченной задолженности. По сравнению с 1 июня 2013 г. она увеличилась на 245 млн руб. (на 10,8%). Задолженность из-за несвоевременного получения денежных средств из бюджетов всех уровней составила 18 млн руб. и снизилась по сравнению с 1 июня 2013 г. на 3 млн руб. (на 15,2%), в том числе задолженность из федерального бюджета составила 2000 руб., бюджетов субъектов Российской Федерации — 7 млн руб. (снижение на 3 млн руб., или на 33,3%), местных бюджетов — 11 млн руб. (увеличение на 49 000 руб., или на 0,4%).
Видимо, поэтому разработчики и решили предложить столь радикальные меры, как возможность банкротства предприятий по инициативе работников. С этой целью предлагается внести соответствующие изменения в Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон № 127-ФЗ). А именно — в ст. 7, 11 Закона № 127-ФЗ предусмотреть расширение перечня субъектов, обладающих правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом за счет работников (бывших работников) должника, имеющих требования об оплате труда или о выплате выходного пособия. Напомним, что на сегодня таким правом обладают лишь сам должник, кредитор и уполномоченные органы. Кроме того, наличие неисполненных обязательств по выплате выходных пособий и по оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, свыше трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, по замыслу Минтруда, могут стать определяющими и при установлении признаков банкротства (ст. 3 Закона № 127-ФЗ). Эта идея нашла свое отражение и в других нормах Закона № 127-ФЗ в редакции законопроекта; на сегодняшний день признание компании банкротом зависит только от имеющихся у нее гражданско-правовых обязательств.
Законопроект также предполагает введение для руководителя должника или индивидуального предпринимателя обязанности самостоятельного обращения в арбитражный суд с заявлением, если у него имеется непогашенная свыше трех месяцев по причине недостаточности денежных средств задолженность по оплате труда, выплате выходных пособий и иным причитающимся работнику выплатам. Соответствующие изменения предполагается внести в ст. 9 «Обязанность должника по подаче заявления должника в арбитражный суд» Закона № 127-ФЗ.
Требованиям по выплате зарплаты — отдельная очередь
Не менее важные изменения предполагаются и в порядке установления очередности удовлетворения требований кредиторов по текущим платежам, предусмотренном ч. 2 ст. 134 Закона № 127-ФЗ. В случае принятия законопроекта требования об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовым договорам, будут выделены в самостоятельную вторую очередь. Напомним, что сейчас погашение долгов по заработной плате работающим по трудовым договорам гражданам производится во вторую очередь наряду с погашением обязательств по оплате деятельности лиц, привлеченных арбитражным управляющим для обеспечения исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве. Чтобы исключить конкуренцию между этими двумя видами требований второй очереди, требования об оплате деятельности лиц, привлечение которых к делу о банкротстве не является обязательным, предложено выделить в третью очередь. Существующие же третья и четвертая очереди должны будут стать в этом случае соответственно четвертой и пятой.
Также законопроектом предлагается в составе реестровых требований второй очереди сформировать три подочереди. Для реализации этой идеи в ст. 136 «Размер и порядок удовлетворения требований кредиторов второй очереди» Закона № 127-ФЗ должен появиться новый п. 5, согласно которому требования кредиторов второй очереди распределены в следующем порядке:
- в первую очередь должны быть удовлетворены требования о выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, в размере не более 30 000 руб. за каждый месяц на каждого человека (это позволит в случае недостаточности средств осуществить выплаты большему количеству работников);
- во вторую очередь — оставшиеся требования о выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору;
- в третью очередь — требования о выплате вознаграждений физическим лицам — авторам результатов интеллектуальной деятельности.
В пояснительной записке к законопроекту сказано, что такое изменение позволит повысить вероятность удовлетворения требований об оплате труда, как наиболее значимых и крупных по объему по сравнению с требованиями о компенсации морального вреда и о выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности.
В случае одобрения законопроекта парламентом задолженность по заработной плате, как предполагают разработчики законопроекта, может существенно сократиться, кроме того, нормы законопроекта позволят предупреждать возникновение задолженности по зарплате в дальнейшем.
к сведению
Материальная ответственность работодателя за задержку расчетов с сотрудниками предусмотрена в ст. 236 Трудового кодекса РФ. По общему правилу на сумму несвоевременно выданных работнику денежных средств (это может быть не только зарплата, но и отпускные и иные причитающиеся ему выплаты) начисляются проценты в размере не ниже 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Размер процентов может быть выше, если это предусмотрено в коллективном договоре или локальном нормативном акте, и начисляются они независимо от того, произошла ли просрочка по вине работодателя или нет. При решении вопроса об уплате процентов, предусмотренных ст. 236 ТК РФ, не имеет значения, воспользовался ли работник правом приостановить работу (вопрос 4 Обзора законодательства и судебной практики ВС РФ за четвертый квартал 2009 года, утв. постановлением Президиума ВС РФ от 10.03.2010).