Минэконмразвития подвело итоги экспертизы действующих нормативных актов на предмет необоснованных препятствий в работе инвесторов и предпринимателей. Недостаточно высокий статус этой процедуры позволил отменить действие лишь девяти из 23 документов, содержащих избыточное или необоснованное регулирование.
С начала 2012 г. Минэкономразвития наряду с оценкой регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов (далее — НПА) приступило к экспертизе уже действующих НПА, которые регулируют предпринимательскую и инвестиционную деятельность — так называемой ретроэкспертизе оценки регулирующего воздействия (ОРВ). Минэкономразвития поделилось итогами работы ретроэкспертизы за прошлый год (данные размещены на сайте www.economy.gov.ru/ в разделе «Экспертиза действующих НПА»).
Кандидатов на экспертизу предложили сами предприниматели
Чтобы выбрать из всего массива действующих ведомственных документов именно те, что в наибольшей степени досаждают предпринимателям, ведущим российским бизнес-ассоциациям (РСПП, ТПП, «Деловая Россия» и «ОПОРА РОССИИ») и самим участникам рынка, было предложено выдвинуть своих «кандидатов» на ретроэкспертизу. Из предложенных актов был сформирован список из примерно 80 позиций. Выбрав из них те, что создают наиболее острые проблемы для бизнеса, оказывают наиболее широкое регулятивное влияние или устанавливают барьеры для инноваций, Минэкономразвития сформировало полугодовые планы экспертизы.
Дополнительным критерием для попадания в план было качественное описание сути проблемы и наличие количественной оценки — расчета затрат предприятий, связанных с воздействием в денежной форме. Так что больше шансов на попадание в план, очевидно, было у актов, предложенных компаниями, наиболее продвинутыми в лоббизме и имеющими ресурсы для сбора и анализа количественных данных. Ими оказались представители отрасли связи. Именно этим, наверное, можно объяснить то, что автором пяти из почти тридцати рассмотренных в рамках ретроэкспертизы актов оказалось Минкомсвязи России. Всего в план на 1-е полугодие 2012 г. было включено 19 действующих актов, на 2-е — девять. Кроме актов Минкомсвязи, в нем наиболее часто были представлены НПА, выпущенные Минприроды, — четыре акта, МЧС и Роспотребнадзором — по три акта, а также Минсельхозом, Минтрансом и Ростехнадзором — по два акта.
Дюжина нормативных актов потребовала отмены или корректировки
Экспертиза действующих актов начиналась с длившихся месяц публичных консультаций. Кроме того, Минэкономразвития обращалось к разработчикам актов и другим заинтересованным сторонам (прежде всего к тем представителям делового сообщества, которые выдвинули его на экспертизу) с запросом о предоставлении расчетов и обоснований. При проведении исследования рассматривались замечания, предложения, рекомендации и сведения, поступившие в ходе публичных консультаций, а также анализировалась практика применения НПА с учетом соответствия принципам правового регулирования, установленным законодательством.
По итогам экспертизы в 2012 г. в отношении двух актов был сделан вывод об отсутствии положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности. По трем актам экспертиза не проводилась: два из них утратили силу к моменту ее начала, а в отношении одного было установлено, что он носит рекомендательный характер и является актом добровольного применения. Положения, необоснованно затрудняющие предпринимательскую деятельность, были найдены в 23 актах.
Минэкономразвития не обладает полномочиями отменять НПА — это прерогатива Минюста России. Экономическое министерство лишь доводит до сведения разработчиков актов, что имеет смысл скорректировать в принятом ими регулировании. На основании заключений Минэкономразвития Минюстом были вынесены представления об отмене или изменении разработчиком 12 действующих актов, девять из них были разработчиками исполнены.
Оценка регулирущего воздействия спасла работодателей от переаттестации рабочих мест
Директор Департамента оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития Вадим Живулин в качестве одной из главных побед ретроэкспертизы ОРВ называет отмену необходимости всем без исключения предприятиям раз в пять лет проводить переаттестацию рабочих мест. Еще одним ярким примером отмены избыточного и даже парадоксального регулирования стало уточнение нормативов хранения на складах алкогольной продукции. Предприниматели были избавлены от необходимости наращивания высоты поддонов и паллет, в которых поступает алкоголь из Евросоюза, с принятых там 13 см до требуемых Росалкогольрегулированием 15 см. Было введено понятие «свободный проход» на складе алкогольной продукции; его отсутствие позволяло проверяющим склад предъявлять произвольные претензии о том, что между паллетами не сможет проехать погрузчик, пожарная машина или пройти сам проверяющий. В результате экспертизы установлены конкретные цифровые нормативы ширины прохода, которые позволяют его идентифицировать. Также снижены требования к температурному режиму хранения на складе алкогольной продукции.
к сведению
В социальной сети Facebook уже несколько месяцев действует открытая группа «ОРВ в России». Сейчас она насчитывает почти 400 участников, причем не только из Москвы, но из других регионов страны, с которыми возможно обсудить как отдельные регуляторные акты, так и теорию и практику внедрения ОРВ на разных уровнях власти. А также пути обхода процедуры ОРВ, которые находят различные ведомства. Одно из последних интересных обсуждений затронуло проблему «регулирования письмами», которое активно применяют налоговые и таможенные службы. Ведомствам не нужно напрягаться, выдумывая законопроекты, согласуя их и получая обратно для доработки с критикой. Достаточно написать и разослать своим подчиненным письмо. Между тем фактическое влияние таких писем на таможенное и налоговое администрирование вполне можно приравнять к нормативному регулированию. Ведь налоговики и таможенники на местах будут действовать прежде всего в соответствии с тем, что велело им родное ведомство, и переубедить их сможет лишь суд.