У органов местного самоуправления нет стимулов к наращиванию экономического потенциала своих территорий. Ситуацию надо менять, потому что сильная и автономная муниципальная власть — благо для страны. Нужна коррекция налогового и бюджетного законодательства, посчитали участники прошедшего в Красноярске общего собрания Ассоциации сибирских и дальневосточных городов (АСДГ).
Сибиряки и дальневосточники поддержали начинание экспертного сообщества по разработке и принятию Концепции местного самоуправления. Причем не просто высказали одобрение, а внесли конкретные предложения, разделив их на три группы по мере ответственности разных уровней публичной власти — для федеральных органов государственной власти, для региональных властей, для местного самоуправления.
Стране нужен Муниципальный кодекс
С целью укрепления правовой основы местной власти предложено преобразовать действующий закон о местном самоуправлении в Муниципальный кодекс Российской Федерации. И прописать в нем четкое разграничение компетенций между государственной властью и местным самоуправлением, без чего невозможно обоснованное определение реальной потребности местного самоуправления в финансовых средствах, сообщил «ЭЖ» заведующий кафедрой муниципального управления Новокузнецкого филиала Кемеровского государственного университета профессор Роальд Бабун.
По его утверждению, в АСДГ посчитали необходимым разделить на четыре группы вопросы, решаемые в настоящее время органами местного самоуправления:
1) собственно вопросы местного значения, которые реально могут решаться органами местного самоуправления самостоятельно под свою ответственность, без вмешательства государственных органов, в соответствии с муниципальными минимальными социальными стандартами и нормативами и за счет средств местных бюджетов;
2) вопросы государственного значения, которые по принципу субсидиарности могут более эффективно исполняться органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов на основе государственных минимальных социальных стандартов и нормативов и за счет государственных средств, в частности, посредством различного сочетания дополнительных налоговых отчислений и субвенций;
3) иные вопросы государственного значения, полномочия по решению каждого из которых могут быть возложены органами государственной власти субъектов федерации на органы местного самоуправления с согласия последних и за счет субвенций из региональных бюджетов;
4) добровольные полномочия, которые органы местного самоуправления могут принимать на себя при наличии средств в местных бюджетах.
Такое разграничение подразумевает наличие закрытого перечня вопросов местного значения, который не будет наполняться новыми пунктами. В него войдут в основном работы по обустройству и застройке территорий населенных пунктов, содержанию жилищного фонда, инженерных коммуникаций, транспортному обслуживанию населения, сбору и переработке отходов, содержанию объектов культуры, массового отдыха и спорта местного значения.
Признано, что надо существенно сократить перечень вопросов местного значения для сельских поселений, а субъекты Федерации наделить правом дифференцировать данный список в зависимости от местных условий и от типов населенных пунктов.
Полномочия, передаваемые региональными властями органам местного самоуправления, тоже необходимо ограничить закрытым списком. В него могут войти вопросы управления социальной сферой поселений, практически решаемые на местах, а именно: обеспечение жильем отдельных категорий граждан, школьное и дошкольное образование (за исключением содержания зданий и коммунальных платежей), первичное здравоохранение, опека и попечительство, социальная поддержка и социальное обслуживание.
Финансовые компетенции прежде всего
В связи с этим предлагается изменить схему покрытия дефицитов местных бюджетов, закрепив за местными бюджетами дополнительные нормативы отчислений от федеральных и региональных налогов, поступающих в бюджеты субъектов РФ. На это не потребуется дополнительных финансовых затрат со стороны государства. Зато органы местного самоуправления будут заинтересованы в увеличении собственной налоговой базы, поскольку усилится их финансовая автономия.
Посчитано целесообразным наделить органы местного самоуправления правом выступать в судах в качестве истцов по налоговым задолженностям хозяйствующих субъектов перед местными бюджетами. Выполнение этого предложения также не потребует дополнительных бюджетных затрат. Достаточно обязать территориальные органы Федеральной налоговой службы предоставлять органам местного самоуправления информацию о поступлениях от конкретных налогоплательщиков при обязательном соблюдении предусмотренной законом налоговой тайны, а также информацию о конкретных налогоплательщиках, имеющих задолженность перед местными бюджетами.
Сибирские и дальневосточные муниципалитеты высказали обеспокоенность по поводу того, что затягивается введение единого местного налога на недвижимость из-за длительности и сложности подготовки, связанной с обмером, кадастровой оценкой земельных участков и недвижимости на них. В складывающейся ситуации они предлагают передать на муниципальный уровень налог на имущество организаций, расположенных в жилых и общественно-деловых зонах населенных пунктов (офисные здания, торговые центры), в том виде и в таких суммах, в которых он взимается в настоящее время.
В целях стимулирования органов местного самоуправления к наращиванию экономического потенциала территорий посчитано целесообразным передать на муниципальный уровень 2% налога на прибыль организаций, зачисляемого в федеральный бюджет. Это, по мнению ученого, даст возможность муниципальным образованиям участвовать в софинансировании отдельных инвестиционных проектов на своей территории.
Общее собрание АСДГ поддержало инициативу Всероссийского совета местного самоуправления о передаче на муниципальный уровень 50% налога на доходы физических лиц. Одновременно высказано пожелание отменить федеральные льготы по местным налогам.
Ассоциация сибирских и дальневосточных городов выступает еще за перевод в число объектов налогообложения земель железнодорожного транспорта, энергетики и других базовых отраслей экономики, освобожденных в настоящее время от уплаты земельного налога. Как это сделано с земельными участками, занятыми под объектами обороны, безопасности и таможенных служб.
Рекомендации общего собрания Ассоциации сибирских и дальневосточных городов
Федеральным органам
|
Региональным органам государственной власти
|
Органам
|
Принять Концепцию дальнейшего развития местного самоуправления в России |
Обеспечивать финансирование передаваемых органам местного самоуправления полномочий на уровне не ниже нормативного |
Усилить внимание к разработке и своевременной актуализации планов и программ развития территорий в увязке с региональными стратегиями |
Устранить противоречия Федерального закона № 131-ФЗ с другими федеральными актами, в том числе с кодексами, имеющими более высокую юридическую силу |
Вместо дотаций местным бюджетам закрепить за ними дополнительные нормативы отчислений от региональных и федеральных налогов, поступающих в региональные бюджеты |
Активно развивать межмуниципальную хозяйственную кооперацию |
Пересмотреть налоговобюджетную политику государства по отношению к местному самоуправлению |
Возвратить органам местного самоуправления городов — административных центров субъектов РФ полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена |
Изучить и использовать опыт городов Омска, Томска, Красноярска, Новосибирска в разных сферах муниципального управления |
Не допускать необоснованного упразднения сельских муниципальных образований. Упорядочить взаимоотношения органов местного самоуправления с судебными органами, органами прокуратуры и иными контрольнонадзорными органами |
|
|
Источник: АСДГ