Местное самоуправление хочет силы и автономности

| статьи | печать

У органов местного самоуправления нет стимулов к наращиванию экономического потенциала своих территорий. Ситуацию надо менять, потому что сильная и автономная муниципальная власть — благо для страны. Нужна коррекция налогового и бюджетного законодательства, посчитали участники прошедшего в Красноярске общего собрания Ассоциации сибирских и дальневосточных городов (АСДГ).

Сибиряки и дальневосточники поддержали начинание экспертного сообщества по разработке и принятию Концепции местного самоуправления. Причем не просто высказали одобрение, а внесли конкретные предложения, разделив их на три группы по мере ответственности разных уровней публичной влас­ти — для федеральных органов государственной власти, для региональных властей, для местного самоуправления.

Стране нужен Муниципальный кодекс

С целью укрепления правовой основы местной власти предложено преобразовать действующий закон о местном самоуп­равлении в Муниципальный кодекс Российской Федерации. И прописать в нем четкое разграничение компетенций между государственной властью и местным самоуправлением, без чего невозможно обоснованное определение реальной по­­требности местного самоуправления в финансовых средствах, сообщил «ЭЖ» заведующий кафедрой муниципального управления Новокузнецкого филиала Кемеровского государственного университета профессор Роальд Бабун.

По его утверждению, в АСДГ посчитали необходимым разделить на четыре группы вопросы, решаемые в настоящее время органами местного самоуправления:

1) собственно вопросы местного значения, которые реально могут решаться органами местного самоуправления самостоятельно под свою ответственность, без вмешательства государственных органов, в соответствии с муниципальными минимальными социальными стандартами и нормативами и за счет средств местных бюджетов;

2) вопросы государственного значения, которые по принципу субсидиарности могут более эффективно исполняться органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов на основе государственных минимальных социальных стандартов и нормативов и за счет государственных средств, в частности, посредством различного сочетания дополнительных налоговых отчислений и субвенций;

3) иные вопросы государственного значения, полномочия по решению каждого из которых могут быть возложены органами государственной власти субъектов федерации на органы местного самоуправления с согласия последних и за счет субвенций из региональных бюджетов;

4) добровольные полномочия, которые органы местного самоуправления могут принимать на себя при наличии средств в местных бюджетах.

Такое разграничение подразумевает наличие закрытого перечня вопросов местного значения, который не будет наполняться новыми пунктами. В него войдут в основном работы по обустройству и застройке территорий населенных пунк­тов, содержанию жилищного фонда, инженерных коммуникаций, транспортному обслуживанию населения, сбору и переработке отходов, содержанию объектов культуры, массового отдыха и спорта местного значения.

Признано, что надо существенно сократить перечень вопросов местного значения для сельских поселений, а субъекты Федерации наделить правом дифференцировать данный список в зависимости от местных условий и от типов населенных пунктов.

Полномочия, передаваемые региональными властями органам местного самоуправления, тоже необходимо ограничить закрытым списком. В него могут войти вопросы управления социальной сферой поселений, практически решаемые на местах, а именно: обеспечение жильем отдельных категорий граждан, школьное и дошкольное образование (за исключением содержания зданий и коммунальных платежей), первичное здравоохранение, опека и попечительство, социальная поддержка и социальное обслуживание.

Финансовые компетенции прежде всего

В связи с этим предлагается изменить схему покрытия дефицитов местных бюджетов, закрепив за местными бюджетами дополнительные нормативы отчислений от федеральных и региональных налогов, поступающих в бюджеты субъектов РФ. На это не потребуется дополнительных финансовых затрат со стороны государства. Зато органы местного самоуп­равления будут заинтересованы в увеличении собственной налоговой базы, поскольку усилится их финансовая автономия.

Посчитано целесообразным наделить органы местного самоуправления правом выступать в судах в качестве истцов по налоговым задолженностям хозяйствующих субъектов перед местными бюджетами. Выполнение этого предложения также не потребует дополнительных бюджетных затрат. ­Достаточно обязать территориальные органы Федеральной налоговой службы предоставлять органам местного самоуправления информацию о поступлениях от конкретных налогоплательщиков при обязательном соблюдении предусмотренной законом налоговой тайны, а также информацию о конкретных налогоплательщиках, имеющих задолженность перед местными бюджетами.

Сибирские и дальневосточные муниципалитеты высказали обеспокоенность по поводу того, что затягивается введение единого местного налога на недвижимость из-за длительности и сложности подготовки, связанной с обмером, кадастровой оценкой земельных участков и недвижимости на них. В складывающейся ситуа­ции они предлагают передать на муниципальный уровень налог на имущество организаций, расположенных в жилых и общественно-деловых зонах населенных пунктов (офисные здания, торговые центры), в том виде и в таких суммах, в которых он взимается в на­стоящее время.

В целях стимулирования органов местного самоуправления к наращиванию экономического потенциала территорий посчитано целесообразным передать на муниципальный уровень 2% налога на прибыль организаций, зачисляемого в федеральный бюджет. Это, по мнению ученого, даст возможность муниципальным образованиям участвовать в софинансировании отдельных инвестиционных проектов на своей территории.

Общее собрание АСДГ поддержало инициативу Всероссийского совета местного самоуправления о передаче на муниципальный уровень 50% налога на доходы физических лиц. Одновременно высказано пожелание отменить федеральные льготы по местным налогам.

Ассоциация сибирских и дальневосточных городов выступает еще за перевод в число объектов налогообложения земель железнодорожного транспорта, энергетики и других базовых отраслей экономики, освобожденных в настоящее время от уплаты земельного налога. Как это сделано с земельными участками, занятыми под объектами обороны, безопасности и таможенных служб.

Рекомендации общего собрания Ассоциации сибирских и дальневосточных городов

Федеральным органам
государственной власти

Региональным органам государственной власти

Органам
местного самоуправления

Принять Концепцию дальнейшего развития местного ­самоуправления в России

Обеспечивать финансирование передаваемых органам ­местного самоуправления полномочий на уровне не ниже нормативного

Усилить внимание к разработке и своевременной ­актуализации планов и программ развития территорий в увязке с региональными стратегиями

Устранить противоречия Федерального закона № 131­-ФЗ с ­другими федеральными актами, в том числе с кодексами, ­имеющими более высокую юридическую силу

Вместо дотаций местным бюджетам закрепить за ними дополнительные нормативы отчислений от региональных и федеральных налогов, поступающих в региональные бюджеты

Активно развивать межмуниципальную хозяйственную ­кооперацию

Пересмотреть налогово­бюджетную политику государства по ­отношению к местному самоуправлению

Возвратить органам местного самоуправления городов — ­административных центров субъектов РФ полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена

Изучить и использовать опыт городов Омска, ­Томска, ­Красноярска, Новосибирска в разных сферах ­муниципального управления

Не допускать необоснованного упразднения сельских муниципальных образований. Упорядочить взаимоотношения органов местного самоуправления с судебными органами, органами ­прокуратуры и иными контрольно­надзорными органами



Источник: АСДГ