С начала нынешнего года на автомобильном рынке России наблюдалось замедление темпов роста продаж, а с марта они начали показывать отрицательную динамику, отмечается в исследовании компании PricewaterhouseCoopers. Однако к середине года рынок вышел на нормальный уровень, и благодаря росту автокредитования число проданных авто составит в текущем году порядка 2,7 млн.
По результатам 1-го полугодия 2013 г. продажи легковых автомобилей в России снизились на 6% в количественном выражении и на 4,7% — в денежном. Это во многом объясняется постепенным схождением на нет эффекта отложенного спроса, который активно проявлялся в посткризисный период. Помимо этого, неопределенность ситуации в экономике стран ЕС и, как следствие, России, удешевление рубля и высокие ставки по кредитам сказались на снижении потребительской активности населения.
Однако к середине года рынок в России вышел на нормальный уровень, соответствующий спросу в настоящих условиях с учетом текущего состояния экономики и авторынка.
Ранее эксперты PwC прогнозировали, что уровень продаж в 2013 г. должен сократиться на 6% по сравнению с предыдущим годом. Но теперь, с учетом возобновления программы льготного автокредитования, они ожидают, что сокращение продаж может составить от 1,5 до 3% в зависимости от успешности программы. Таким образом, их прогноз на 2013 г. составляет 2,7 млн проданных новых автомобилей.
Они предполагают, что количество льготных автокредитов во второй половине 2013 г. может колебаться от 20 000 до 30 000 в месяц, что приведет к увеличению объема продаж по итогам года.
«Развитость и состояние рынка автокредитования является важнейшим фактором роста авторынка, — уверен старший менеджер практики по оказанию услуг компаниям автомобильной отрасли PwC в России Сергей Литвиненко. — В настоящее время российский финансовый рынок пока еще не может предложить покупателям автомобилей набор кредитных продуктов и стоимость, сопоставимые с показателями развитых стран. Это является одним из сдерживающих факторов для дальнейшего роста российского авторынка».
Меры поддержки авторынка, предложенные государством, по словам эксперта, являются необходимыми и своевременными. Льготное автокредитование сможет поддержать авторынок и его участников. Вместе с тем необходимо учитывать, что данные меры носят, как правило, временный характер, в то время как требуется системное развитие финансового сектора (например, лизинговых продуктов). Также целесообразно задействовать несколько инструментов господдержки, в том числе таких, как утилизационная схема, налоговые льготы и т.п.