С первого октября в России может существенно прибавиться малых и средних компаний. Так, их смогут открывать иностранцы. Кроме того, к числу тех, кто может пополнить уставный капитал малого и среднего бизнеса, присоединятся госкорпорации и акционерные общества, где больше половины капитала принадлежит РФ, а также их дочерние общества. Об этих и других новациях, связанных с принятием Федерального закона от 23.07.2013 № 238-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации” и статью 46 Федерального закона “О техническом регулировании”», — наш комментарий.
О планируемых поправках мы писали еще в феврале, когда комментируемый закон имел статус законопроекта, разработанного Минэкономразвития России («ЭЖ», 2013, № 04, с. 09).
В законе три статьи. Первая (вступит в силу с 1 октября 2013 г.) вносит изменения в Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Закон № 209-ФЗ). Вторая статья (действует с 24 июля) меняет переходные положения ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании». Третья статья определяет сроки действия поправок.
Структура уставного капитала: ограничений станет меньше
Чтобы считаться субъектом малого или среднего предпринимательства, компания должна отвечать условиям, которые перечислены в ст. 4 № 209-ФЗ. Комментируемый закон частично изменил эти условия. Так, сейчас компания не может получить такой статус, если суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в ее уставном (складочном) капитале (паевом фонде) превышает 25% (исключение — активы акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов).
С 1 октября иностранные граждане больше не упоминаются в числе субъектов, участие которых ограничивается. С этой даты иностранцы смогут открывать малые и средние компании в России.
Еще одно ограничение связано с долей участия, принадлежащей одному или нескольким юрлицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства. Эта доля также не должна превышать 25%. Данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности. Имеются в виду программы для ЭВМ, базы данных, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких обществ — бюджетным научным учреждениям или созданным государственными академиями наук научным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования или созданным госакадемиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования.
Благодаря поправкам к упомянутым хозяйственным обществам добавились хозяйственные партнерства, которые также смогут участвовать в формировании уставного капитала малых и средних предприятий. Естественно, при условии, что они будут практически применять и (или) внедрять результаты интеллектуальной деятельности на основе исключительных прав своих учредителей (участников).
Открываются возможности на вход в малый бизнес и для хозяйствующих субъектов, учредителями которых выступают автономные научные и образовательные учреждения. Это позволит претендовать большему числу малых и средних предприятий на государственную финансовую поддержку, пользоваться льготной арендой, участвовать в приватизации государственного и муниципального имущества, пользоваться другими преференциями.
Кроме того, Правительство РФ будет утверждать перечень иных организаций, которые, не являясь малыми и средними предприятиями, смогут делать неограниченные по размеру взносы в уставный капитал таких компаний. Но попасть в указанный перечень смогут:
■ акционерные общества, собственником не менее половины акций или долей которых является РФ;
■ хозяйственные общества, в которых вышеуказанные АО имеют право распоряжаться более чем 50% голосов от голосующих акций и (или) имеют возможность назначать единолично более половины состава коллегиального исполнительного органа, а также определять возможность избрания более половины состава совета директоров;
■ госкорпорации.
Информационная поддержка станет лучше
Малые и средние бизнесмены ищут интересующую их информацию, в том числе опубликованный перечень государственной и муниципальной собственности, предоставляемой в поддержку таким бизнесменам, на сайтах органов власти (ч. 4 ст. 18 Закона № 209-ФЗ).
С 1 октября будут работать специальные официальные сайты информационной поддержки малого и среднего бизнеса. На таких сайтах информацию (в том числе и указанный перечень) можно будет найти удобнее и быстрее (ч. 1 ст. 19 Закона № 209-ФЗ). Также на новых сайтах, равно как и на сайтах органов власти, можно будет почерпнуть и иные данные (ч. 2 и 3 ст. 19 Закона № 209-ФЗ) об условиях и о порядке оказания поддержки организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства; объявленных конкурсах на оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки таких субъектов.
к сведению
Где проверять продукцию по техническим регламентам, решит Росаккредитация
Как уже было сказано, ст. 2 Федерального закона от 23.07.2013 № 238-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации” и статью 46 Федерального закона “О техническом регулировании”» посвящена дополнению переходных положений Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее — Закон № 184-ФЗ) о подтверждении соответствия продукции требованиям технических регламентов.
Напомним, что организация, аккредитованная как орган по сертификации, привлекает аккредитованные испытательные лаборатории (центры) для проведения ими исследований и испытаний подлежащих обязательной сертификации товаров (абз. 14 ст. 2, п. 2 ст. 26 Закона № 184-ФЗ). Закона, регулирующего отношения по признанию и последующей оценке соответствия лабораторий принципам надлежащей лабораторной практики, сегодня не существует. Оценку соответствия инициируют испытательные лаборатории. Поэтому, в частности, в Закон № 184-ФЗ внесено изменение о том, что до принятия такого закона признание и оценку соответствия будет проводить Росаккредитация в порядке, установленном Правительством РФ. Сказанное следует из п. 1 Положения о Федеральной службе по аккредитации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 17.10.2011 № 845, и постановления Правительства РФ от 19.06.2012 № 602. Правительство РФ может также определять и перечень документов в области стандартизации, соблюдение требований которых лабораториями при проведении исследований обеспечивает соответствие названным принципам (п. 12 ст. 46 Закона № 184-ФЗ).