Минтруд России подготовил реформу регулирования сферы охраны труда, которая затронет всех работодателей и работников, претендующих на досрочную пенсию и другие компенсации за работу во вредных и опасных условиях.
Сразу два законопроекта, направленных на формирование единой системы оценки условий труда для определения профессиональных рисков работников — «О специальной оценке условий труда» (далее — проект № 1) и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона „О специальной оценке условий труда“» (далее — проект № 2) прошли оценку регулирующего воздействия. ОРВ показала, что в проектируемой Минтрудом системе отсутствуют важные для ее функционирования положения, зато в избытке норм, влекущих необоснованные расходы для работодателей. В частности, опять делается попытка возродить тотальную оценку условий труда на всех рабочих местах (раз в пять лет). Хотя благодаря ОРВ действующего приказа правила тотальной аттестации рабочих мест были пересмотрены (см. «ЭЖ», 2012, № 21).
Списки вредных профессий сменит исследование фактической вредности
Сейчас законодательством предусмотрены две процедуры исследований труда на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями: аттестация рабочих мест и специальная оценка условий труда. Кроме того, экспертиза условий труда проводится в рамках производственного контроля, предусмотренного законом о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Аттестация рабочих мест проводится на основании ст. 209 ТК РФ. Ее результаты используются для установления сокращенной продолжительности рабочего времени, минимальной продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, минимального размера повышения оплаты труда и иных предусмотренных трудовым законодательством гарантий и компенсаций.
Специальная оценка условий труда предусмотрена Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». Ее данные являются основанием для освобождения работодателей от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ по дополнительным тарифам.
Однако о том, как проводить специальную оценку, в этом законе не говорится — порядок ее проведения должен быть определен отдельным законом. Поэтому Минтруд и разработал проекты № 1 и 2, вводящие специальную оценку в оборот.
По замыслу министерства, спецоценка должна объединить и унифицировать все процедуры изучения условий труда с тем, чтобы работодатель проводил исследование рабочего места своих работников однократно, а их результаты могли использоваться как для целей исчисления страховых взносов, так и для предоставления иных гарантий и компенсаций работникам.
В частности, система специальной оценки должна изменить «списочный» подход к предоставлению гарантий и компенсаций работникам. Работодатели будут платить дополнительные страховые взносы, а не предоставлять гарантии и компенсации исходя из перечня работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений, утверждаемого Правительством РФ. Величина этих допвзносов зависит от фактического воздействия на работников вредных или опасных факторов производственной среды и трудового процесса.
Работодатель, доказав с помощью спецоценки, что рабочее место не приносит вреда работнику, освобождается от уплаты дополнительных взносов в Пенсионный фонд.
Оценка: тотальная и перманентная
Проект № 1 определяет порядок проведения спецоценки условий труда, критерии определения уровней профессиональных рисков и требования к организациям и экспертам, которые будут проводить оценку. Министерство хочет, чтобы такие организации имели оборудование, позволяющее провести исследование абсолютно всех вредных и опасных факторов производственной среды (перечислены в п. 3 ст. 13 проекта № 1). Минэкомразвития в заключении ОРВ отмечает, что на деле это может привести к возникновению необоснованной финансовой нагрузки на экспертные организации, удорожанию их услуг и снижению конкурентоспособности небольших исследовательских лабораторий.
Сейчас в стране действует 837 аккредитованных организаций, занимающихся аттестацией рабочих мест. По оценкам ВНИИ труда, они аттестуют примерно 48,7 млн рабочих мест. Но далеко не у всех есть полный комплект оборудования.
Кроме того, п. 13 «ГОСТ Р 51000.4—2011. Национальный стандарт Российской Федерации. Общие требования к аккредитации испытательных лабораторий» (утвержден приказом Росстандарта от 29.06.2012 № 143-ст) разрешает привлекать сторонние лаборатории на условиях субподряда в объемах, не превышающих 25% от необходимых исследований. Эту возможность нужно сохранить, считают в министерстве.
Необоснованным и избыточным, с точки зрения Минэкономразвития, является требование о количестве экспертов в штате организации-оценщика. Это может стать дополнительным препятствием для создания таких организаций.
Есть в проекте № 1 и риски для работодателей. Основной из них связан с возможностью проведения внеплановой спецоценки. Эксперты Минэкономразвития предупреждают, что даже незначительное изменение технологии или состава сырья может повлечь внеплановую спецоценку. А значит, промышленные предприятия будут проводить ее в постоянном режиме, что, с одной стороны, увеличит финансовую нагрузку, с другой — станет барьером на пути совершенствования технологий.
Доптарифы с потолка
Изменения, предлагаемые проектом № 2 в Трудовой и Уголовный кодексы РФ, КоАП РФ, базовые законы пенсионного законодательства и Федеральный закон от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», по словам разработчика, направлены на экономическое стимулирование работодателей к улучшению условий труда и его охраны.
В то же время Минтруд не обосновал размер доптарифов. Сейчас в проекте фигурируют 8% для самых опасных условий труда и 2% для наименее вредных, до этого назывались цифры 11 и 5% соответственно. На какой цифре в результате остановится правительство, сказать трудно.