Российский рынок легковых автомобилей по-прежнему остается одним из самых перспективных в мире. Такая экспертная оценка, озвученная в начале года на фоне наметившегося спада объема продаж автотранспорта для дома и для работы, получила новое подтверждение по результатам опроса, осуществленного информационно-аналитическим порталом для соискателей рабочих мест и работодателей Job.ru.
По данным Boston Consulting Group (BCG), на тысячу жителей России, включая малолетних и престарелых, приходится сейчас 290 легковых машин. В США этот показатель равен 740 авто, в Западной Европе — 560. По прогнозам BCG, к 2020 г. по количеству проданных машин наша страна может обойти Японию и Германию и, возможно, выйдет на первое место в Европе и пятое место в мире. Расчеты специалистов основаны на динамике последних двух десятилетий по числу автомобилей в собственности российских домохозяйств. Если в 1992 г. на каждую тысячу жителей страны приходилось 50 автомобилей, в 2000 г. — 131, в 2008 г. — 214, то теперь — 290, свидетельствует Росстат.
Но Москва, опять же по данным статистики, занимает второе место в мире по числу автомобилей на душу населения, уступая пальму первенства только американскому мегаполису — Нью-Йорку. В нашей столице на тысячу человек приходится 380 автомобилей. И снова «но». Опрос, проведенный 15—21 июля, показал, что москвичи чаще, чем жители остальной России, утверждали, что у них нет автомашины — ни семейной, ни служебной.
Видно, в самом деле, автомобиль в столице нужен меньше, чем где бы то ни было. Он не особо помогает добираться до работы — Москва занимает первую позицию в мировом рейтинге по длине пробок. Заторы на дорогах отнимают у столичных водителей 127 часов в год. Это на 66% больше среднемирового значения. Не случайно, выходит, 13,9% опрошенных москвичей считают, что автомобиль им не помощник в решении рабочих вопросов. В Санкт-Петербурге такого мнения придерживаются 15,5% респондентов, в остальной России — 17,1%.
Автомобиль наиболее востребован в регионах
В провинции автомобиль часто выполняет несколько функций. Но главным образом он и средство передвижения, и средство пополнения семейного бюджета. Судя по результатам опроса, самый большой процент водителей занимается извозом на Северном Кавказе. При самой низкой доле автовладельцев (61,1% опрошенных заявили, что у них нет машины) здесь оказалось больше всего профессиональных водителей (16,7%). Любопытно, что в Уральском федеральном округе профессионалов среди опрошенных не оказалось вовсе. Но именно УрФО, судя по итогам исследования, единственный регион, где автомобиль востребован для поездки на работу и обратно домой — 35,7% опрошенных. В других округах этот показатель не превышает 23%, а на Северном Кавказе и вовсе равен 5,6%.
А вот в Северо-Западном федеральном округе больше всего тех, кому автомобиль нужен исключительно «для дома, для семьи» — 13%. И здесь же чаще, чем в других регионах, любят «пускать пыль в глаза». 6,2% участников опроса ответили, что «автомобиль — это средство произвести впечатление на коллег или на партнеров». Такого же мнения придерживается всего 1% респондентов в Центральном федеральном округе. Остальная Россия дружно поставила ноль.
Профессионалы не у дел
Профессиональными водителями оказались 9,46% респондентов. Для них автомобиль — все: рабочая лошадка и семейный транспорт, заработок и хобби. И они же больше других страдают от отсутствия постоянной работы по профессии рядом с домом. Но даже если удастся устроиться на работу, то не факт, что зарплата будет выплачена в срок и в полном объеме, что подтверждают проведенные в мае — июле Федеральной службой по труду и занятости (Роструд) внеплановые проверки организаций по заявлениям граждан. Трудовые инспекторы выявили множество нарушений, самым распространенным из которых является отсутствие в трудовых договорах размеров и сроков выплаты заработной платы. А министр труда и социальной защиты РФ Максим Топилин 25 июля публично признал факт того, что в транспортной и строительной отраслях чаще всего вообще не заключаются договоры между работодателями и работниками. По его словам, государственные инспекции труда предпринимают сейчас меры, направленные на устранение обнаруженных нарушений.
А пока тысячи владельцев личных авто — профессионалов и любителей — превратили свое средство передвижения в средство извлечения доходов в семейный кошелек, несмотря на ужесточение правил частного извоза. Они гурьбой осаждают вокзалы и аэропорты — попробуй разберись, кто из них законопослушный гражданин, а кто — нелегал. Как правило, машины у всех на вид приличные, большей частью иномарки, что только подтверждает динамику продаж автомобилей на внутреннем российском рынке и результаты экспресс-опроса работодателей и соискателей рабочих мест по профессии «водитель автомобиля».
Что значит автомобиль в семье, % от числа респондентов
Ответы |
Федеральные округа | |||||||
|
ЦФО |
ЮФО |
СЗФО |
ДФО |
СФО |
УрФО |
ПФО |
СКФО |
Все. Я профессиональный водитель |
9,2 |
10,5 |
10,3 |
11,8 |
7,6 |
0,0 |
9,6 |
16,7 |
Ничего. Помогает решать лишь бытовые, внерабочие вопросы |
11,9 |
10,5 |
13,0 |
11,8 |
7,6 |
0,0 |
8,3 |
5,6 |
Помогает решать рабочие вопросы |
15,3 |
17,1 |
12,3 |
11,8 |
17,7 |
14,3 |
18,5 |
11,1 |
Необходимое дополнение к должностному статусу |
3,4 |
0,0 |
21, |
5,9 |
0,0 |
7,1 |
5,7 |
0,0 |
Средство произвести впечатление на партнеров |
1,0 |
0,0 |
6,2 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Помогает добираться до работы |
15,0 |
22,4 |
10,3 |
11,8 |
12,7 |
35,7 |
12,1 |
5,6 |
У меня нет автомобиля — ни служебного, ни личного |
42,5 |
35,5 |
43,8 |
38,2 |
53,2 |
42,9 |
40,8 |
61,1 |
Затрудняюсь ответить |
1,7 |
4,0 |
2,0 |
8,7 |
1,2 |
0,0 |
5,0 |
0,1 |
Источник: JOB.RU