Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о несостоятельности) не раз претерпевал изменения. Очередные коррективы вносит Федеральный закон от 02.07.2013 № 189-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О несостоятельности (банкротстве)“» (далее — Закон). Часть поправок вступила в силу 3 августа этого года, а часть вступит в июле следующего года.
Положения о банкротстве застройщиков в редакции Закона вступили в силу 3 августа. В частности, оценивать стоимость переданного застройщику имущества и подлежащего передаче дольщикам жилья теперь будет оценщик, привлеченный застройщиком (абз. 3 п. 2 ст. 201.5 Закона о несостоятельности).
Изменились и правила подсчета голосов участников строительства на собрании кредиторов. Отныне на их число будет влиять не только размер суммы, уплаченной застройщику, но и размер реального ущерба, причиненного непередачей жилого помещения (п. 2 ст. 201.5 и обновленный п. 5 ст. 201.6 Закона о несостоятельности).
Также изменился срок, в течение которого арбитражный управляющий может вынести на рассмотрение собрания дольщиков вопрос о ходатайстве перед судом об удовлетворении их требований путем передачи недостроя. Ранее этот срок составлял от одного до двух месяцев со дня утверждения арбитражного управляющего. С 3 августа он исчисляется иначе — не менее чем через два месяца, и не более чем через полгода после утверждения судом арбитражного управляющего.
Для удовлетворения такого рода требований участников строительства нужно соблюсти несколько условий (п. 3 ст. 201.10 Закона о несостоятельности). Одним из них было следующее. При недостаточности имущества должника участники строительства вносили денежные средства на депозит суда. Закон внес коррективы в данный порядок: деньги нужно перечислять на счет самого должника, а не суда (подп. 2 п. 3 ст. 201.10 Закона о несостоятельности). Это вполне логично, поскольку с депозитным счетом суда возникает слишком много вопросов: кто его будет вести, как списывать деньги? А у судей и их помощников времени на решение этих вопросов часто недостаточно.
Таким образом, участники строительства получили возможность ускорить процедуру удовлетворения своих требований должником путем передачи им объекта незавершенного строительства или уже построенного жилья вместо того, чтобы ждать от должника денег в числе кредиторов третьей очереди (ст. 134 Закона о несостоятельности). Это очевидное преимущество, поскольку второй вариант несет в себе для таких субъектов риск и вовсе остаться без денег и недвижимости.
Получается, что участники строительства по сути могут выкупить недвижимость, доплатив по правилам Закона уже в два раза меньше, чем прежде — 10% стоимости своих прав требования к застройщику (п. 5 ст. 201.10 Закона о несостоятельности в новой редакции). Таким образом, возможна ситуация, при которой требования кредиторов первых двух очередей и текущие платежи будут погашены, и при этом дольщики также будут в плюсе. Вот только непонятно, что с этой недвижимостью потом делать, получится ли ее реализовать, чтобы хоть получить свои деньги назад? Или же доводить до ума доставшееся дольщикам имущество будет новый застройщик? Особенно остро этот вопрос может встать, если уровень готовности объекта долевого строительства незначителен. Несмотря на всю позитивность внесенных поправок остается посочувствовать участникам строительства, в котором застройщик не продвинулся дальше закладки фундамента.
Заметим, что предложенный алгоритм погашения требований дольщиков допустим не только в ходе конкурсного производства, но и во время проведения любой процедуры банкротства.
Через десять дней после даты поступления заявлений от дольщиков арбитражный управляющий представит в суд и заявителям расчет необходимой суммы. Именно арбитражному управляющему, а не суду, теперь направляется и уведомление с указанием даты его представления и информации о получателях денежных средств (п. 8 и абз. 1 нового п. 8 ст. 201.15 Закона о несостоятельности). Арбитражный управляющий на основании определения суда об удовлетворении вышеназванного заявления открывает отдельный счет должнику, предназначенный для погашения требований кредиторов первых двух очередей и текущих платежей. Деньги с этого счета списываются по распоряжению арбитражного управляющего в течение десяти дней с момента вступления в силу указанного определения (п. 13 и новые абз. 2 и 3 п. 8 и п. 10 ст. 201.15 Закона о несостоятельности).