Проведение кадастровых работ в массовом порядке крайне необходимо властям для создания единого государственного информационного ресурса в сфере недвижимости (появление этого чудо-ресурса запланировано в 2018 г.), а также для реформы налоговой системы. А именно для введения налога на недвижимость вместо налога на имущество и земельного налога. Чтобы обеспечить законодательную основу для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о точных границах ранее учтенных земельных участков или земельных участков, права на которые возникли до вступления в силу закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, или, например, определения границ местоположения объектов незавершенного строительства, Минэкономразвития России подготовило соответствующий проект федерального закона. На этой неделе началась оценка регулирующего воздействия (публичные консультации продлятся до 30 августа).
Отдельным законом правительство предлагает закрепить особенности проведения кадастровых работ в массовом порядке на территории одного или нескольких элементов планировочной структуры населенного пункта (квартала, района и т.д.), а также на территории садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан. По своей сути это будет одноразовый закон, поскольку такие работы планируется провести однократно в целях:
1) уточнения границ земельных участков и уточнения и (или) установления местоположения зданий, сооружений на земельном участке:
- сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости, являющихся ранее учтенными объектами недвижимости;
- права на которые возникли до вступления в силу закона о госрегистрации прав на недвижимое имущество, не зарегистрированы в установленном порядке и сведения о которых не включены в государственный кадастр недвижимости;
2) уточнения и (или) установления местоположения объектов незавершенного строительства, права на которые зарегистрированы;
3) образования земельных участков, на которых расположены здания, в том числе многоквартирные дома, сооружения, за исключением линейных сооружений;
4) образования земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, автодорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами;
5) исправления кадастровых ошибок;
6) устранения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы, невозможности размещения объектов недвижимости и других препятствующих рациональному использованию и охране земель недостатков путем перераспределения земельных участков, в том числе за счет земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Заказчиками проведения комплексных кадастровых работ будут органы местного самоуправления.
Есть одно ограничение, которое препятствует возможности проведения комплексных кадастровых работ. Они могут проводиться только при наличии утвержденного проекта планировки территории соответствующего элемента (элементов) планировочной структуры населенного пункта. Таким образом, прежде чем объявлять конкурс на проведение комплексных работ в рамках законодательства о госзаказе, орган местного самоуправления должен будет утвердить соответствующий проект планировки.
Результатом проведенных работ должна стать карта-план территории, содержащая все необходимые для государственного кадастрового учета сведения о земельных участках, зданиях, сооружениях, объектах незавершенного строительства, расположенных в границах элемента планировочной структуры населенного пункта или территории садоводческого, огороднического или дачного объединения граждан.
Главный земельный вопрос, влияющий на отношения с «соседями», — это согласование границ земельного участка. Законопроект предлагает решить его с помощью общего собрания правообладателей всех объектов, расположенных в пределах исследуемой территории.
При этом узнавать о проведении такого собрания правообладатели должны через местную газету, сайт органа местного самоуправления или его информационный стенд. Однако местную газету может быть сложно получить, например, правообладателю, имеющему земельный участок в одном населенном пункте, а постоянно проживающему в другом. Что касается сайтов, то, например, автору данного материала около двух недель назад потребовалось найти план развития территории одного из сельских поселений Московской области. Однако на сайте этого поселения его просто не оказалось, и для того чтобы найти этот план, пришлось изрядно потрудиться! На сайте муниципального района он был «закопан» так, что неуверенному пользователю Интернета разыскать такой документ будет не под силу.
По нашему мнению, вопрос с информированием правообладателей о предстоящем собрании требует доработки. От качества информирования зависит и последующая нагрузка на судебную систему в части дел об оспаривании границ. Ведь законопроект предлагает внесудебное урегулирование споров по границам участков. Правообладателям будет дано 30 рабочих дней на представление своих возражений по границам в согласительную комиссию. Если возражений в комиссию не поступит, границы будут считаться согласованными.
Есть еще один спорный момент, касающийся уже правообладетелей, имеющих земельные участки с точными границами (состоящих на кадастровом учете в соответствии с законом о государственном кадастре недвижимости). Границы таких участков законопроект предлагает считать спорными, если относительно границ будет представлено возражение правообладателя смежного участка с неточными границами. Как такое возможно, большой вопрос. Ведь в соответствии с требованиями законодательства сейчас для постановки земельного участка на кадастровый учет требуется межевой план, неотъемлемой частью которого является акт согласования местоположения границ земельного участка со смежными землепользователями. А значит, есть документ, свидетельствующий о согласовании границы. Исходя из нормы законопроекта, «соседям» по сути будет предоставлено право передумать!
А еще за воспрепятствование проведению кадастровых работ будут наказывать: юридические лица заплатят штраф 100 000 руб., а физические лица — 10 000 руб.
Помимо этого, с 1 января 2018 г. будет запрещено любое распоряжение земельными участками, в отношении которых в государственном кадастре недвижимости нет сведений о границах.