В Государственной думе готовится новый проект поправок в федеральный закон «О донорстве», согласно которому, при предварительном скрининге потенциального донора, станет обязательным вопрос о наличии однополых связей.
Эта мера предусматривает возвращение запрета на донорство у гомосексуалистов. Запрет уже существовал на территории России, но приказом Минздрава РФ от 16.04. 2008 г. были внесены изменения в закон о донорстве, позволяющие исключить гомосексуалистов из группы риска. Правда, при этом сохранялась возможность запрета по усмотрению врача-транфузолога, если образ жизни потенциального донора внушает ему опасения «чистоты крови». Новая инициатива депутата от ЛДПР Михаила Дегтярёва предусматривает пожизненный запрет донорства для гомосексуалистов. Помимо этого, депутат предлагает рассмотреть идею создания в недрах госаппарата анонимный кабинет для гомосексуалистов, имеющих желание вернуться к гетеросексуальным отношениям. Для этого депутат предлагает ввести в штатное расписание врачебного кабинета специалистов узкого профиля – психолога, психотерапевта, сексопатолога. Возможно, при условии смены ориентации, бывший гей получит шанс стать донором, но только не ранее истечения года спустя последней однополой связи.
Требования годового воздержания от однополой связи для точного скрининга крови и её компонентов сегодня предъявляют в ряде европейских стран, где нет запрета на донорство гомосексуалистов. В 2011 г. запрет на донорство был снят в Англии, 2012 – во Франции. Ввели запрет на донорство в Британии ещё в 80-е годы. Позже комитет, занимающийся вопросами, связанными с безопасностью донорской крови, пересмотрел запрет. При подведении статистических данных заболеваемости после переливаний крови от гомосексуалистов не было выявлено никаких дополнительных рисков. Сняли запрет в Японии, Швеции, Австралии. И везде требование годового воздержания действует единственным ограничением. В ЮАР срок воздержания сократили до 6 месяцев.
Самое суровое отношение к донорам-гомосексуалистам существует в США. Запрет был введён почти сорок лет назад, в момент объявления о начале эпидемии СПИДа. Было признано чрезвычайно рискованным производить забор крови у лиц, ведущих свободный образ жизни и часто меняющих однополых партнёров. Помимо высокой вероятности передачи ВИЧ, среди гомосексуалистов гораздо более высокий риск передачи некоторых других тяжёлых инфекционных заболеваний – гепатит В и С. Американские статистики, подведя итоги за 2010 г., обнаружили 61% новых случаев заражения, полученных после переливания крови или её компонентов.
Вопрос о том – имел ли донор безопасный секс с однополым партнёром, был включён в обязательный список. Специальное агентство, занимающееся контролем за безопасностью донорской крови FDA, проводит подробный скрининг потенциальных доноров, протокольно проводя заборы крови для проверки.
Американские станции переливания крови (СПК) существуют за счёт поставок крови в больницы. Поэтому к донорам в такой ситуации относятся, прежде всего, как к людям, от которых зависит собственное благополучие. Со всеми вытекающими отсюда последствиями – уровнем обслуживания, отношением и т.п. Каждый год Управление проводит проверки – как плановые, так и внеплановые – соблюдения станцией соответствующих норм и предписаний. Если нарушений обнаруживается слишком много, станцию могут лишить лицензии.
На СПК производится несколько видов сдачи крови: добровольная (безвозмездно и безадресно); адресная (по направлению врача); аутологичная (то есть для самого себя – в США широко распространена сдача крови перед плановыми операциями) и терапевтическая (когда доноры сдают кровь, потому что это предписано им врачом в рамках лечебного курса). К таким донорам относятся люди, страдающие гемохроматозом, полицитемией и другими заболеваниями. Сдать кровь в терапевтических целях можно по рецепту врача. В этом случае кровь доноров выбраковывается, исключение составляет кровь, полученная от доноров с гемохроматозом, – её используют для переливаний, если все показатели в норме.
Российская система СПК постоянно модернизируется. Вопрос о безвозмездности или оплаты процедуры забора крови только за последний год поднимался несколько раз. Вносились соответствующие поправки в закон о донорстве. И вот, в самом конце лета, закон вновь был дополнен очередным дополнением. Отныне компенсировать время, которое донор затратил на процедуру сдачи крови, станут рублём. Человеку, который проведёт на донорском кресле больше двух часов, настоятельно предложат получить вознаграждение.
Новый проект приказа Минздрава прописывает случаи, в которых возможна сдача крови и её компонентов за плату. Примечательно, что разработан он при непосредственном участии ведущих специалистов в области трансфузиологии. Именно они предложили выплачивать деньги донорам, у которых берут тромбоциты и эритроциты методом афереза на аппаратах. Как сказано в пояснительной записке, связано это с длительностью и тяжестью процедуры. Так, продолжительность заготовки тромбоцитов и эритроцитов на аппарате составляет 2 ч. (обычным способом — несколько минут). Во время неё через аппарат перекачивается почти весь объем циркулирующей в организме крови, и это гораздо большее вмешательство в организм, чем при ручном методе заготовки.
Согласно проекту, не пожалевшему своё время донору, обязательно предложат деньги. Однако он вправе отказаться, к примеру, рассчитывая на получение звания «Почётного донора». Что касается размеры оплаты, то он будет чётко привязан к объему и виду сданной «спасительной биологической жидкости». Так, за одну донацию 600 мл плазмы полагается 15% от величины прожиточного минимума, установленной в субъекте. За донацию 400 мл эритроцитов выплатят 25%, за не менее 200 клеток тромбоцитов – 35%, десяти клеток лейкоцитов – 45%.