Законопроект Минтруда России о новом виде обязательного страхования работников на случай банкротства работодателя проходит завершающий этап подготовки на портале www.regulation.gov.ru. Вдобавок к платежам в ФСС России и ПФР авторы законопроекта предлагают взимать с работодателей взносы на случай их банкротства в размере 0,05% от базы для начисления уже действующих взносов. Причем запустить руку в карман компаний законодатели хотели бы уже с начала следующего года.
Минтруд России доработал проект федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай утраты заработка вследствие несостоятельности (банкротства) работодателя» (далее — законопроект, проект), созданный во исполнение поручения Президента РФ от 10.10.2012 № Пр-2653. Исправлены некоторые фактические ошибки, допущенные в первоначальном тексте, а сам проект стал компактнее. Отметим, что в рамках исполнения этого же президентского поручения был разработан и другой законопроект, предполагающий предоставление сотрудникам права обращатсья в суд с заявлениями о признании работодателя банкротом (см. «ЭЖ», 2013, № 20, с. 07).
Законопроект размещен на портале www.regulation.gov.ru и до конца августа проходит антикоррупционную экспертизу. Согласно пояснительной записке, этот документ направлен на защиту интересов работников при введении в отношении их работодателя процедуры наблюдения или открытия конкурсного производства. По мнению разработчиков проекта, применяемые сегодня при банкротстве компаний и предпринимателей меры не гарантируют полноценную защиту интересов работников. Как правило, по завершении конкурсного производства задолженность работодателя по заработной плате остается непогашенной, поскольку требования об оплате труда погашаются во вторую очередь (абз. 3 п. 2 ст. 134 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»). В связи с этим разработчики проекта предлагают ввести новый вид обязательного социального страхования граждан на случай утраты заработка вследствие несостоятельности (банкротства) работодателя. Соответствующей корректировке должны подвергнуться Бюджетный и Налоговый кодексы, а также иные законодательные акты РФ (проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона „Об обязательном социальном страховании на случай утраты заработка вследствие несостоятельности (банкротства) работодателя“», далее — проект № 2).
Трудовой договор с работником станет дороже, а гражданско-правовой — нет
В целом порядок исчисления и уплаты взносов, предусмотренный законопроектом, работодателям уже известен, поскольку практически аналогичен действующему сейчас порядку уплаты страховых взносов в ФСС России и ПФР. Администрировать новые взносы должен будет все тот же Фонд соцстрахования. Законопроект относит к числу страхователей организации и индивидуальных предпринимателей (в том числе глав крестьянских фермерских хозяйств), которые могут быть признаны банкротами и производящих выплаты физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию. Предлагаемый тариф страховых взносов — 0,05% от базы для начисления взносов на обязательное социальное страхование, которые работодатели уплачивают сейчас (подп. «б» п. 3 ст. 4 проекта № 2). Порядок и сроки уплаты таких взносов непосредственно проектом не предусмотрены, для их определения нужно будет руководствоваться ст. 10—12 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Закон № 212-ФЗ), в которые также планируется внести изменения проектом № 2.
Страховым случаем является подтвержденный факт наличия невыплаченного работнику заработка на день вынесения судом определения о введении наблюдения в отношении страхователя или решения о признании его банкротом и об открытии в отношении него конкурсного производства. Датой наступления страхового случая будет день вынесения соответствующего судебного акта.
Под застрахованными лицами понимаются только лица, с которыми заключен трудовой договор. В этом заключается одно из отличий от порядка уплаты и исчисления взносов, который предусмотрен Законом № 212-ФЗ. В нем в категорию застрахованных лиц попадают и граждане, в пользу которых производят выплаты по некоторым гражданско-правовым договорам (ст. 7 Закона № 212-ФЗ). Вероятно, если законопроект будет принят, то некоторые работодатели просто переведут своих штатных сотрудников на подряд, чтобы сэкономить на страховых взносах.
Еще одно условие, которое предъявляется к застрахованным лицам, — трудовой договор, заключенный ими со страхователем, должен быть бессрочным или же срочным, но сроком в общей сложности не менее шести месяцев в течение календарного года. Но при этом претендовать на выплаты при наступлении страхового случая смогут лишь те сотрудники, страховой стаж которых ко дню наступления страхового случая у данного работодателя составляет не менее шести месяцев. Проще говоря, если работник устроился в компанию или к предпринимателю менее чем за шесть месяцев до его банкротства, то страхового возмещения он не получит.
Размер страхового возмещения будет равен долгу по зарплате за три полных месяца, предшествующих введению процедуры наблюдения или открытию конкурсного производства в отношении работодателя, а также за неполный месяц, в котором такой судебный акт вынесен. Но и это еще не все: максимальный размер пособия ограничен предельной величиной базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, которая на 2013 г. составляет 568 000 руб (постановление Правительства РФ от 10.12.2012 № 1276).
Рассчитывать страховую выплату будут следующим образом: предельную величину базы для начисления взносов делят на 365 дней и умножают на количество дней, за которые начисляется такая выплата в пределах указанных выше трех месяцев. Путем несложных подсчетов можно определить, что максимальная выплата за один 31-дневный месяц составит чуть больше 48 000 руб. Но производить подобные выплаты ФСС России планирует только с июля следующего года, так что предельная величина базы для начисления взносов увеличится, и максимальный размер страховой выплаты, соответственно, тоже.
Если же страховая выплата не покроет весь долг по зарплате, работник вправе будет обратиться в суд с требованием о взыскании оставшейся части задолженности.
Обратиться за страховой выплатой смогут и работодатель, и работник
Факт наступления страхового случая, разумеется, придется подтверждать страхователю или его представителям. Есть такая возможность и у застрахованного лица.
Временный управляющий или руководитель должника-работодателя должен будет в течение 30 календарных дней со дня наступления страхового случая обратиться в территориальный орган ФСС России за назначением страховой выплаты. В первоначальном тексте проекта этот срок был в три раза короче. Подтверждать наличие долга по зарплате будут:
- реестр работников, перед которыми у страхователя образовалась задолженность по заработной плате, с приложением подтверждающих сведений о каждом застрахованном лице;
- копия определения арбитражного суда о введении наблюдения или решения о признании страхователя банкротом и об открытии в отношении него конкурсного производства.
В случае предоставления неполной информации и документов территориальный орган ФСС России известит об этом страхователя в течение пяти рабочих дней со дня их получения. Такой же срок предлагают разработчики установить для предоставления страхователем необходимых сведений.
В течение десяти календарных дней с момента получения всех необходимых документов и сведений орган ФСС России перечислит денежные средства способом, который был выбран застрахованным лицом и указан в реестре сведений, в течение двух рабочих дней известит об этом страхователя и застрахованных лиц. Перечень оснований для отказа в выплате страхового возмещения, установленный в проекте, является закрытым.
При пропуске страхователем (конкурсным управляющим) 30-дневного срока обратиться за страховым возмещением в ФСС России сможет уже сам работник, предоставив необходимые для перечисления документы и сведения.
Разработчики законопроекта предлагают наделить ФСС России правом проводить проверки правильности начисления и уплаты новых взносов страхователями, а Минтруд России — правом проведения внеплановых проверок правильности начисления и выплаты заработной платы в целях назначения страхового обеспечения в соответствии с проектом. Информация о результатах проверки Минтруда России должна будет попадать к страховщику в течение трех дней с даты окончания проверки.
Предусмотрена в проекте и ответственность для организаций и физических лиц за недостоверность сведений, предоставляемых страховщику. Так, при завышении заработной платы застрахованным лицам для получения страхового обеспечения в повышенном размере страховщик будет иметь право на возмещение в судебном порядке ущерба, причиненного в результате переплаты. Также предполагается установить право регрессного требования страховщика к руководителю или учредителю (участнику) организации-страхователя или предпринимателю-страхователю при фиктивном и (или) преднамеренном банкротстве.