Московский театр «Геликон-опера» открыл свой 24-й сезон премьерой оперы Джузеппе Верди «Бал-маскарад». За дирижёрским пультом находился внук Верди — маэстро Симоне Фермани.
«Фермани — единственный из ныне живущих прямых потомков Верди, — говорит режиссёр-постановщик оперы, народный артист России Дмитрий Бертман. — Это замечательный музыкант, профессор консерватории Верди в Милане. Я познакомился с ним в Европе и предложил приехать в Россию. В Москве он в первый раз, и я очень горд, что в юбилей Верди его потомок дирижирует нашей премьерой. Тем самым мы как бы пожимаем руку самому великому композитору».
Сам Фермане про своё родство с Верди узнал лишь в конце 1990-х, его прабабушкой была Луиджа Фиандрини — внебрачная дочь Джузеппе Верди и певицы Джузеппины Стреппони. Вообще история увлечений Верди достойна как минимум либретто, и при достойной музыке спектакль мог бы получиться искрометным. Но пока есть только книга Симоне Фермани «Подкидыш из Феррары».
Надо сказать, что Фермани известен в музыкальном мире. В юности он подавал большие надежды, экстерном окончил консерваторию Перуджи (в Италии), получил ряд престижных наград, в том числе как дирижёр. Однако навскидку трудно припомнить какие-либо из его работ на оперных сценах, которые бы потрясли мир.
В Москву маэстро пригласили не ставить оперу, а лишь дирижировать на открытии сезона уже сделанным нашими мастерами. По поводу того, что именно было сделано, потомок Верди после просмотра московской версии музыкального осмысления бостонского теракта позапрошлого века сказал мягко и ласково, что такой трактовки оперы своего знаменитого предка ему ещё не встречалось.
Не встречалось, может быть, потому, что там и так сюжет более внятный, чем в каком-нибудь «Навуходоносоре». «Бал-маскарад» — одна из самых репертуарных опер в мире, фабула увлекательная, до сих пор, казалось бы, трактовка не требовала каких-то особых изысков при постановке. Тем более что опыт последних лет 50-ти показал, что все изыски сводятся обычно к переносу действия из одного времени в другое, переодеванию персонажей в иные костюмы, иногда, если певицы (или певцы) соответствуют, их частично или полностью раздевают для публики.
Создатели московской версии подчёркивают, что у них не было задачи осовременивать сюжет. Тем ни менее действие оперы они решили перенести в наше время.
«Эта опера обладает всеми признаками современного триллера, — поясняет режиссёр. — В сюжете есть борьба за власть, любовная линия, линия предательства, когда друг высокопоставленного лица становится оппозиционером. То есть здесь есть всё то, что может зацепить современного зрителя».
Кто-то может возразить, что многих платежеспособных современных зрителей «может зацепить» ещё и исполнение музыки. Конечно, таких меньшинство, их едва хватает, чтобы уже в начале осени раскупать большую часть билетов на все спектакли Метрополитен-оперы до следующего лета, платить по паре сотен фунтов стерлингов за не самые престижные места в Ковент-Гардене.
У «Геликон-оперы», наверное, расчёт на иных зрителей, битву за обладание которыми театр, кажется, вынужден вести с общественными каналами российского телевидения. Может быть, поэтому в геликоновской версии граф Ричард Уорвик и его окружение — сплошь офисный планктон, действие идёт в современном офисе (с ремонтом, называемым «евро»). В приёмной за столом сидит с ноутбуком секретарша, в которую превратился паж Оскар. Гадалка Ульрика — всевидящая, но незрячая — вызывает ассоциации с Вангой, за волшебной травой гадалка посылает Амелию в квартал красных фонарей, что, наверное, призвано пробудить в зрителях самые сладкие тайные грёзы.
Этого мало. Постановщики используют традиционный телевизионный прием. В ситкомах принято, чтобы в какой-нибудь двести пятой серии в дом героя вдруг входили знаменитости и кидали пару фраз. В «Геликон-опере» в последнем акте драмы на бал-маскарад тоже являются всевозможные знаменитости. В отличие от ситкомов, не только живые, но и мёртвые.
Мёртвых с удовольствием играют статисты театра. Это Мэрилин Монро, Сальвадор Дали, Альберт Эйнштейн. Живых планировалось, видимо, выводить на сцену в натуральном виде (к примеру, Ксению Собчак), но возникли трудности с Жераром Депардье, который вдруг разлюбил Россию, бросил все съемки и уехал трезветь и каяться во Францию.
Вот как объясняет Д. Бертман этот «свежий» ход режиссёрской мысли: «Весь этот антураж даст возможность зрителю взглянуть на трагическую историю любви и предательства именно как на драму, которой не помешают оперные штампы».
Музыкальный руководитель постановки — народный артист России Владимир Понькин. Сценография и костюмы заслуженных художников России Игоря Нежного и Татьяны Тулубьевой. Хореограф-поставщик — Эдвальд Смирнов. Хормейстер-постановщик — Евгений Ильин.
«Геликон-опера» обещает немало подобных сюрпризов с переодеванием исполнителей опер и так далее. Этот год объявлен годом Верди и Вагнера, так что для изысков — раздолье.
Премьера оперы «Бал-маскарад» откроет фестиваль WAGNER/VERDI («Вагнер/Верди»), посвященный юбилеям двух великих оперных композиторов. Фестиваль, афишу которого составят спектакли, входящие в репертуар «Геликон-оперы», завершится 27 октября гала-концертом в Светлановском зале Московского международного Дома музыки.
В афише театра «Геликон-опера» два спектакля на музыку Р. Вагнера: его единственная комическая опера «Запрет на любовь» и премьера этого года, спектакль «WWW.NIBELUNGOPERA.RU», в который вошли вокальные и симфонические фрагменты из всех его тринадцати опер. У «Геликон-оперы» солидный вердиевский репертуар: «Аида», «Травиата», «Макбет», «Набукко», «Фальстаф».
В ночь на 15 сентября, после последнего премьерного представления оперы «Бал-маскарад», почти 150 артистов театра отправятся в Бангкок (Таиланд), где на XV Международном фестивале музыки представят «Сказки Гофмана» Ж. Оффенбаха, «Севильского цирюльника» Дж. Россини и большой симфонический концерт.
В октябре театр «Геликон-опера» — участник ежегодного фестиваля искусств «Серебряные крылья» во Внуково. Художественный руководитель фестиваля — народный артист России Д. Бертман. 1 октября «Геликон» откроет фестиваль спектаклем «Калинка-Опера» и вечерним гала-концертом.
31 октября, в день рождения художественного руководителя театра Д. Бертмана, на сцене Московского театра эстрады состоится премьера концертной программы «Любовь навсегда». В неё войдут романтические хиты: от All you need is Love «Битлз» до I Believe in Love Элтона Джона, что преподносится как настоящая антология музыкальной лирики ХХ столетия. Работу над оригинальными аранжировками этих произведений для исполнения симфоническим оркестром, хором и солистами ведёт композитор и аранжировщик Кирилл Уманский.
Кроме Верди, Вагнера и «Битлз», «Геликон-опера» поддержит любимую авиакомпанию «ЮТэйр», которая с 1 по 3 ноября проводит конкурс профессионального мастерства бортпроводников авиакомпании.
Не забыли геликоновцы и Тихона Хренникова. Этот озорной любимец сотен московских актрис первой половины XX века находил время на сочинение и впрямь хорошей, хоть и недооцененной музыки. 11 ноября на сцене театра «Новая опера» будет показан спектакль «Московских окон негасимый свет…», посвященный 100-летию Хренникова, — совместный проект Департамента культуры города Москвы, «Геликон-оперы» и «Новой оперы».