Производство сельхозтехники в РФ падает, в то время как рынок сельхозмашин Европы демонстрирует уверенный рост. Причина — отечественные производители проигрывают конкурентную борьбу иностранным концернам. Чтобы помочь российским машиностроительным компаниям, правительство реализует программу субсидирования, позволяющую им продавать технику со скидкой. Кроме того, Кабинет министров намерен ввести критерии отбора машин, которые аграрии берут в лизинг или в кредит с государственной поддержкой.
Как сообщил президент «Росагромаш» Константин Бабкин, выступая на общем годовом собрании членов ассоциации, за пять месяцев текущего года объем производства сельхозтехники в РФ составил 33,5 млрд руб. — это на 18% меньше, чем за аналогичный период 2012 г. Падение зафиксировано и в продажах сельхозтехники. Если в 2012 г. (январь — май) продукции было отгружено на 30,2 млрд руб., то в 2013-м — на 12% меньше. Наблюдается значительное сокращение продаж практически по всем видам техники: тракторов на 31%, комбайнов на 23, сеялок на 22, машин для внесения удобрений на 22%.
И если в России во всех ключевых направлениях производства сельхозтехники отмечается спад, то рынок сельхозмашин Европы, к примеру, демонстрирует уверенный рост на 5—7%, а в Индии на 15—20%. По словам представителя ассоциации, во многом такое положение связано с неравными условиями конкуренции, которые особенно ярко проявились со вступлением России в ВТО. К. Бабкин посетовал, что из-за отсутствия разумной государственной политики, направленной на поддержку и развитие предприятий, все чаще отечественным производителям приходится самостоятельно отстаивать свои собственные интересы не только на внешних рынках, но и внутри страны.
Вместе с тем участников рынка беспокоят повышенные ставки таможенных пошлин на комплектующие к сельхозтехнике и нулевые ставки пошлин на готовую продукцию. Они не стимулируют зарубежные компании развивать производство техники в России. В такой ситуации импортировать готовую продукцию значительно выгоднее, чем ее производить. Негативное влияние на статистику также оказало анонсирование программы субсидирования производителей, из-за которого продажи техники в январе — мае 2013 г. остановились.
По мнению экспертов, дальнейшее развитие отечественного производства агромашин во многом зависит от действий государства. Позитивный эффект должна оказать запущенная Правительством России в середине года программа субсидирования производителей сельхозтехники. Согласно условиям данной госпрограммы отечественные производители сельхозмашин предоставляют на выпускаемую ими технику аграриям скидку в размере 15%, а государство эту разницу возмещает заводу.
По программе субсидирования до конца текущего года можно приобрести машины для возделывания зерновых и пропашных культур, внесения минеральных удобрений почвообрабатывающие агрегаты, опрыскиватели, технику для производства картофеля и овощей, приготовления и раздачи сбалансированных кормовых смесей крупному рогатому скоту, колесные тракторы, глубокорыхлители, тяжелые бороны, зерноуборочные комбайны, кормозаготовительную технику от российских производителей, прошедших сертификацию. Машины со скидкой можно купить как напрямую у производителя, так и у дилеров. Для этого необходимо предоставить в региональный Минсельхоз документы, подтверждающие соответствие покупателя статусу сельскохозяйственного товаропроизводителя, определенному Федеральным законом «О развитии сельского хозяйства».
3 сентября на сайте Минсельхоза России в разделе «Обеспечение сельскохозяйственной техникой» была размещена информация о 18 российских производителях, чья техника в рамках данной программы реализуется с 15-процентным дисконтом.
Сельхозтехнику проверят на эффективность
Вместе с тем, чтобы помочь отечественным производителям, правительство планирует ввести критерии отбора машин, которые аграрии берут в лизинг или покупают с помощью кредитов, субсидируемых государством. Соответствующий законопроект в августе опубликовало Министерство экономического развития.
Как говорится в пояснительной записке к законопроекту, в рамках Госпрограммы развития сельского хозяйства в 2008—2012 гг. на компенсации части затрат на уплату процентов по кредитам, привлекаемым аграриями на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования, только из федерального бюджета выплачено 35,9 млрд руб., в том числе в 2012 г. — 9,9 млрд руб.
Наряду с этим в субъектах Российской Федерации действуют региональные программы модернизации сельского хозяйства, предусматривающие возмещение части стоимости техники, приобретение новой техники для унитарных предприятий, взносы в уставной капитал региональных лизинговых компаний, субсидирование лизинговых платежей и др. За период 2008—2012 гг. из региональных бюджетов на эти цели было выделено более 44,2 млрд руб.
«Однако не вся новая техника, находящаяся на рынке, отвечает современному техническому и технологическому уровню», — говорится в материалах по законопроекту, размещенных на сайте Минэкономразвития. Как показывают результаты испытаний, проведенных в 2012 г. машиноиспытательными станциями, более 60% представленных машин и оборудования не соответствует техническим условиям по эксплуатационным характеристикам, то есть эффективность использования финансовых средств сельскохозяйственных товаропроизводителей недостаточно высока. В экономическом ведомстве считают, что причина этого — отсутствие у фермеров и органов управления АПК, изготовителей и поставщиков оборудования информации об эффективности сельскохозяйственной техники и оборудования и их соответствия заявленными функциональным характеристикам применительно к конкретным условиям использования. Принятие законопроекта поможет устранить указанный пробел.
Проверять эффективность работы тракторов и комбайнов чиновники намерены на специальных испытательных станциях. Результаты исследований авторы законопроекта предлагают публиковать в Интернете, на сайтах региональных отделений Минсельхоза, чтобы на эти данные ориентировались не только производители техники, но и те, кто ее покупает.
Минпромторг составит рейтинг агромашин
Еще один документ, повествующий о планах государства по регулированию рынка сельхозтехники, в конце августа выпустил Минпромторг. В опубликованном на официальном сайте ведомства проекте приказа говорится, что поставляемым на территорию РФ сельхозтехнике и компонентам может быть присвоен рейтинг — высокий, средний и низкий. Оценка будет производиться по показателям добавленной стоимости, созданной в России, критериям сервиса, инвестициям в НИОКР на территории России и показателям безопасности (наличие соответствующего сертификата соответствия) и показателям качества работы (наличие сертификации по показателям качества работы).
Таким образом, предприятиям, решившим воспользоваться господдержкой при покупке сельхозтехники, придется выбирать среди машин, выпускаемых на территории РФ. Кардинально ситуацию на рынке это не изменит. Согласно госпрограмме сельского хозяйства за 2013—2020 гг. планируется приобрести с господдержкой лишь 12600 тракторов, 5300 зерноуборочных и 1300 кормоуборочных комбайнов. Федеральным бюджетом в рамках госпрограммы выделены 2 млрд руб. на развитие сельхозмашиностроения и 5 млрд на обновление сельхозтехники. По данным Счетной палаты, этого хватит на обновление 3—4% сельхозтехники.
к сведению
В падении рынка винят ВТО
По данным ассоциации «Росагромаш», в январе — мае 2013 г. рынок сельскохозяйственных тракторов снизился на 13,5% по сравнению с 2012 г. Продолжающееся, несмотря на высокие цены на зерно, падение эксперты связывают с потерями сельхозтоваропроизводителей от вступления в ВТО.
Чтобы выявить причины нисходящего тренда, Росагромаш рассмотрел динамику отдельных сегментов рынка сельхозтехники.
В январе — мае 2013 г. объем рынка малогабаритных тракторов с двигателем мощностью до 40 л.с. превысил значение 2012 г. (+15,3%). По итогам месяца рост составил +36,1%. Это единственный сектор рынка тракторов, имеющий положительную динамику по сравнению с 2012 г. В подавляющей степени данный сектор тракторов составляют машины из КНР и бывшая в употреблении техника из Японии.
В сегменте машин с мощностью от 40 до 100 л.с. наблюдалось дальнейшее сокращение потребления. В рассматриваемом периоде падение составило 25,1% по сравнению с 2012 г. Отрицательная динамика объясняется снижением поставок готовых изделий и машинокомплектов из Белоруссии.
В январе — мае 2013 г. отгрузки машин мощностью более 100 л.с. приобрели выраженную отрицательную динамику (10,2%) по сравнению с 2012 г. (за четыре месяца падение составляло 1,6%). Данный сегмент рынка формируется за счет импортных поставок и сборочных производств.
При этом падение поставок в сегменте полноприводных машин в рассматриваемом периоде составило 57,4%. Отрицательная динамика обусловлена значительным спадом спроса на тракторы, произведенные и собранные на российских площадках.
В январе — мае 2013 г. объем поставок самоходных комбайнов упал на 42,1% по сравнению с аналогичным периодом 2012 г. Сокращение продаж также связано со значительным падением отгрузок на российских производствах, обусловленных ростом доли импорта комбайнов в потреблении в первые месяцы текущего года.