Общественная палата замеряет недовольство граждан, вызванное повышением коммунальных тарифов

| статьи | печать

Наступившая осень и грядущий вместе с ней отопительный сезон станут самыми беспокойными для управляющих компаний и организаций, поставляющих ресурсы — электрическую и тепловую энергию, холодную и горячую воду, газ.

Общественная палата Российс­кой Федерации (ОП РФ) открыла горячую линию «Тарифы ЖКХ». Любой россиянин из любой точки страны в любой день недели, с девяти часов утра до семи вечера по московскому времени может пожаловаться на участников рынка жилищных и коммунальных услуг, набрав телефонный номер 8-800-700-8-800. Звонок бесплатный.

По словам председателя комиссии ОП РФ по местному самоуправлению и жилищно-коммунальной политике Светланы Разворотневой, за первые 25 дней горячая линия приняла 1497 обращений. Наибольшее число жалоб поступило из Центрального федерального округа — 42,15% от их общего числа. Меньше всего звонков было из Дальневосточного федерального округа (2,6%). Там не до коммунальных разборок — на регион обрушился невиданной силы потоп.

От управдомов никакие приборы не защитят

В остальной России людей взбудоражил скачок тарифов. Так, в Тверской области на 75% подорожал газ для домохозяйств, оснащенных индивидуальными приборами учета расходов топлива. В городе Новозыбкове Брянской области горячее водоснабжение стало дороже на 40%. Ровно на столько же выросла плата за тепло в Республике Бурятия, хотя до начала отопительного сезона еще далеко.

По всем обращениям Общественная палата РФ направила запросы в региональные энергетические комиссии, органы государственной власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления.

Это только начало большой работы, цель которой видится в том, чтобы у потребителей жилищно-коммунальных услуг появилась привычка контролировать работу управляющих компаний и поставщиков ресурсов, самостоятельно и квалифицированно оценивать обос­нованность тарифов в сфере жизнеобеспечения граждан. По признанию С. Разворотневой, неожиданно большое количество обращений на старте проекта стало возможным и благодаря средствам массовой информации, которые своевременно оповестили граждан об открытии Общественной палатой РФ горячей линии по тарифам ЖКХ.

Повышение цен названо внедрением социальных норм

Между тем все движется к тому, что горячая линия может стать раскаленной. В отрасли жизнеобеспечения начался очередной эксперимент — в нескольких пилотных регионах ввели социальные нормы на потребление электрической энергии. Все, что превысит лимит, будет оплачиваться по повышенному тарифу. Утверждают, что таким образом население стимулируется на энергосбережение. Злые языки тут же заговорили о стимулировании деторождения, урезании общения по компьютерным сетям, выявлении неучтенных мигрантов, возврате к адресной прописке советского образца. Трезвые аналитики произвели расчеты и выяснили, что среднедушевое потребление электроэнергии в Москве составляет 180—200 кВт/ч в месяц. Норматив от мэрии планируется в 70 кВт/ч. Во Владимирской области лимит может составить 50 кВт/ч. В такой норматив может вписаться только 40% населения региона, утверждает депутат Государственной Думы РФ Галина Хованская.

Дальнейшие подсчеты показали, что и в столице далеко не каждая семья способна ужаться до положенного пайка. Телевизор в месяц «съедает» около 40 кВт/ч, электрочайник, утюг, холодильник — по 25 каждый. Итого: 115 кВт/ч, или долой полторы душевой нормы. Нормативное потребление элект­рической энергии процессора и монитора — 500 Вт/ч, и если компьютером пользоваться в день хотя бы четыре часа, то получится еще 60 кВт/ч. Минус еще один человек. Продолжаем счет. Каждая лампочка в месяц может «проглотить» 70 кВт/ч, если, конечно, не выключать ее. Выходит, надо отказаться от люстр и пользоваться исключительно настенными, напольными и настольными светильниками? Ненужными становятся микроволновка, мультиварка, посудомойка и прочая кухонная утварь, работающая от розетки. А есть еще электропрожорливая стиральная машина? Как не вспомнить утверждения отдельных философов девятнадцатого века о том, что ручной труд превратил обезьяну в человека...

Вслед за электрической энергией правительство намерено ввести социальные нормы на воду.

Признаки налицо, а мошенничества нет

Перед такой перспективой тарифные проказы и частые пересчеты единых расчетных центров кажутся детскими шалостями. В Москве рост тарифов произошел на месяц позже, чем по всей стране, — с 1 августа. Но еще в апреле активизировались расчетные центры, направив москвичам «жировки» со среднемесячными показателями расхода холодной и горячей воды даже тем, кто исправно подавал в установленные сроки показатели индивидуальных приборов учета расходов. К примеру, при фактическом расходе 4 куб. м холодной воды в квитанции на оплату оказывалось 5,1667 куб. м, при одном потребленном кубометре горячей воды — 2,6667 куб. м. Обращения в управляющую компанию в помещениях бывшего ЖЭКа перенаправлялись в единые расчетные центры — то ли районные, то ли межрайонные, то ли окружные. Испытание терпения продолжается не один месяц. Многие плательщики махнули рукой: «Да черт с ними, с этими несчастными двумя-тремя сотнями рублей». До 1 августа 1 куб. м горячей воды стоил 116 руб., холодной — 26,75 руб., один куб водоотведения — 19 руб.

А тут еще околоЖКХашные мошенники донимают «повторными уведомлениями» о необходимости установить квартирные приборы учета воды «на основании Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности». Указаны имя и фамилия специалиста городской службы по учету водоснабжения, номер его городского телефона, по которому отвечает милый женский голос. И лишь внизу мелким курсивом набрано: «Если Вы уже установили КПУ, то мы благодарим Вас!!!»

По остроумному замечанию практикующих юристов, признаки налицо, а факта мошенничества нет. Ни один суд не откроет дело по поквартирной рассылке липовых уведомлений. И по квитанциям со среднемесячными показателями тоже.

Между тем и «Энергосбыт» испугал москвичей среднемесячными показателями, разослав клиентам с апреля по август по две-три квитанции на оплату услуг не по показаниям счетчика. Вмиг наполнились очередями энергосбытовые офисы, оснащенные современными системами визуального и звукового оповещения посетителей.

Результат мониторинга доступности информации на сайте регулирующего органа

Отлично

Вологодская область

Воронежская область

Еврейская ­автономная область

Забайкальский край

Калужская область

Московская область

Республика Саха (Якутия)

Республика Татарстан

г. Санкт-Петербург

Томская область

Ханты-Мансийский АО

Хорошо

Алтайский край

Белгородская область

Владимирская ­область

Ивановская область

Кабардино-Балкарская Республика

Калининградская ­область

Карачаево-Черкесская Республика

Костромская область

Краснодарский край

Курганская область

Курская область

Липецкая область

г. Москва

Мурманская область

Ненецкий ­автономный округ

Нижегородская ­область

Новгородская область

Новосибирская ­область

Омская область

Пензенская область

Республика Адыгея

Республика Бурятия

Республика Дагестан

Республика Ингушетия

Республика Карелия

Республика Коми

Республика Марий Эл

Ростовская область

Саратовская область

Сахалинская область

Тульская область

Тюменская область

Удмуртская ­Республика

Ульяновская область

Челябинская область

Чеченская ­Республика

Чувашская ­Республика

Ямало-Ненецкий ­АО

Ярославская область

Удовлетворительно

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Брянская область

Волгоградская область

Иркутская область

Камчатский край

Кемеровская область

Кировская область

Ленинградская область

Магаданская область

Оренбургская область

Пермский край

Приморский край

Псковская область

Республика Башкортостан

Республика Калмыкия

Республика Северная Осетия—Алания

Республика Тыва

Республика Хакасия

Рязанская область

Самарская область

Свердловская область

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Хабаровский край

Чукотский АО

Неудовлетворительно

Республика Алтай

Красноярский край

Орловская область

Республика Мордовия

Тверская область

Источник: Общественная палата РФ

Статистика первых 25 дней работы горячей линии ОП РФ «Тарифы ЖКХ»

Федеральный округ

Доля от числа обращений, %

Регион — лидер в федеральном округе по числу обращений

Центральный

42,15

Москва

Приволжский

22,7

Самарская область

Сибирский

8,27

Республика Бурятия

Южный

8,27

Краснодарский край

Северо-Западный

7,08

Санкт-Петербург

Уральский

4,6

Свердловская область

Северо-Кавказский

4,35

Ставропольский край

Дальневосточный

2,6

Хабаровский край

Источник: Общественная палата РФ