У депутатов Госдумы РФ началась вторая осенняя сессия. К первому чтению готовятся законопроекты, направленные на ограничение использования работодателями труда иностранных нелегалов, введение новой административной ответственности. На повестке дня значатся штрафы для владельцев хостингов в Интернете, для должностных лиц за нарушение правил продажи алкоголя. Кроме того, планируется усилить ответственность за нарушения правил государственной регистрации транспортных средств. Некоторые протоколы об административном правонарушении планируют составлять без присутствия понятых.
Каникулы депутатов Госдумы, длившиеся с середины июля, подошли к концу, и теперь мы можем смело ожидать очередного шквала новых законов: стартовала осенняя сессия. Со второго сентября ведется работа в комитетах и комиссиях, а также во фракциях Госдумы РФ, а с девятого числа начнутся и пленарные заседания.
Нарушение миграционного законодательства — новое основание для проверок
Сейчас на повестке дня у Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству значатся несколько проектов федеральных законов, в частности законопроект № 260423-6, который был внесен депутатами в Госдуму еще в апреле этого года. Данным проектом предлагается ввести новое основание для проведения внеплановых проверок организаций и предпринимателей: возможное нарушение работодателем, заказчиком работ (услуг), принимающей (приглашающей) стороной миграционного законодательства РФ.
При этом внеплановая выездная проверка может быть проведена органами государственного или муниципального контроля (надзора) после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности субъектов предпринимательства. Исключением являются случаи, когда требуется незамедлительное устранение нарушений миграционного законодательства, когда уведомление о проведении внеплановой выездной проверки направляется в органы прокуратуры в течение 24 часов уже после проведения соответствующих мероприятий по контролю (п. 5 и 12 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в ред. законопроекта). Именно ради этих исключительных случаев в основном и разрабатывался данный законопроект, поскольку такие случаи в последнее время участились.
Запрет на проведение плановой и внеплановой выездной проверки в отсутствие уполномоченного представителя организации или предпринимателя также распространится на новое основание проведения таких проверок, кроме случаев незамедлительного устранения нарушений, которых также стало заметно больше (п. 2 ст. 15 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ в ред. законопроекта).
Соответствующие изменения, как данным проектом, так и еще одним проектом № 267579-6, планируется внести в Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Второй важный законопроект, который Госдума планирует рассмотреть в ближайшее время, внесен Костромской областной думой. Депутаты субъекта РФ предлагают ввести новое основание для отказа в выдаче территориальным органом ФМС РФ иностранцу разрешения на работу, а также аннулирования уже выданного. Для такого отказа нужно будет наличие одновременно двух условий:
- иностранец прибыл в РФ в безвизовом порядке и получил разрешение на работу на основании трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с работодателем или заказчиком работ (услуг) на основании имеющейся у них квоты;
- иностранец досрочно расторг один из этих договоров, как по своей инициативе, так и по инициативе работодателя в связи с нарушением иностранным работником трудовой дисциплины.
Оба законопроекта сейчас находятся на этапе подготовки к первому чтению. Причиной их разработки послужило наличие огромного количества нелегальных мигрантов, которые по субъективным причинам «бегают» от одного работодателя к другому, отработав часто менее трех месяцев, как сказано в пояснительных записках к законопроектам. Нелегалы, как правило, плохо говорят по-русски и не способны эффективно защитить свои права. Этим часто злоупотребляют работодатели, используя таких работников с нарушениями трудового и миграционного законодательства.
Для быстрого реагирования и выявления сокрытых работодателем нелегальных мигрантов, а также для прекращения злоупотребления самими иностранцами, которые получают разрешение у имеющего квоту работодателя, а потом от него увольняются, были разработаны данные изменения в действующее законодательство. Помимо данных законопроектов, на рассмотрении Госдумы РФ находится еще ряд законопроектов, предусматривающих усиление ответственности за нарушение регистрационного режима.
Депутаты могут ввести новые доказательства и штрафы
В осеннюю сессию депутатам также предстоит решить судьбу многочисленных поправок в КоАП РФ.
Вслед за принятием «антипиратского» закона от 02.07.2013 № 187-ФЗ, действующего с начала августа, депутаты Госдумы С.С. Говорухин, Л.Л. Левин, И.А. Яровая и Н.А. Шайденко внесли законопроект № 303374-6, устанавливающий новую ответственность для «торрентов» за непринятие мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим информацию с нарушением интеллектуальных прав. О данном законопроекте мы подробно писали (см. «ЭЖ», 2013, № 28, с. 07).
Депутаты Законодательного Собрания Камчатского края в законопроекте № 307491-6 предлагают усилить ответственность для должностных лиц за нарушение „иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции“, утв. постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 № 612. Конкретнее, предлагается увеличить штраф с 3000—4000 руб. до 15 000—25 000 руб. (ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ). Как подчеркивается в пояснительной записке к законопроекту, под понятие «иные правила розничной продажи алкогольной продукции», данное в диспозиции ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ, подпадает ограничение времени и мест продажи алкогольной продукции. Последние устанавливаются законодательством субъектов РФ. Ужесточением ответственности разработчики планируют снизить процент потребления алкоголя среди молодежи и, как следствие, сократить смертность в стране. Изменения не касаются ответственности за некоторые нарушения, например за продажу алкоголя несовершеннолетнему, за которые ответственность устанавливается отдельно (ч. 1—2.1 ст. 14.16 КоАП РФ).
Еще одним законопроектом № 216115-6 (внесен в феврале) планируется расширить перечень доказательств по делу об административном правонарушении. Депутаты хотят к таким доказательствам по аналогии с ГПК РФ и АПК РФ отнести фото-, киносъемку, а также аудио- и видеоматериалы, а также иные носители информации, в том числе в цифровой форме.
Законопроекты № 234583-6, № 242189-6 содержат поправки в КоАП РФ, касающиеся транспортной сферы. Первый из них направлен на ужесточение ответственности за нарушение правил регистрации транспортных средств всех видов (кроме морских судов и судов смешанного плавания), механизмов и установок в случае, если регистрация обязательна. За данное правонарушение предлагается увеличить штраф:
- для граждан — со 100 руб. до 3500 руб.;
- для должностных лиц — со 100—300 руб. до 3000—5000 руб.;
- для организаций — с 1000— 3000 руб. до 5000—10 000 руб.
Вторым проектом предлагается установить возможность проведения досмотра транспортного средства и изъятия вещей и документов без присутствия понятых при нахождении в труднодоступных и малонаселенных местностях.