В надежном обеспечении населения и промышленности электрической и тепловой энергией состоит цель государства в области энергетики. Генерирующая компания ОАО «Концерн Росэнергоатом» (далее — концерн) находится в государственной собственности и вместе с тем является независимой коммерческой организацией. Поэтому свои цели определяет в виде финансовых показателей. Об особенностях формирования системы показателей концерна и ОАО «Атомэнергоремонт» — организации в контуре управления концерна — рассказывает Владимир Минаев, ее генеральный директор с 2006 по 2013 гг.
В условиях реформирования электроэнергетики и создания конкурентного рынка электроэнергии в России задачи генерирующей компании по оптимальному осуществлению ее деятельности усложнились. С целью быстрого и адекватного реагирования на внешние изменения требуется актуализировать процессы внутри компании.
Решением здесь могут стать разработка и внедрение механизма управления на основе сбалансированной системы показателей (ССП), базирующейся на четырех главных составляющих — финансовой, клиентской, внутренней, обучения и развития. Построенная таким образом система отражает баланс между краткосрочными и долгосрочными целями, финансовыми и нефинансовыми показателями, основными и вспомогательными параметрами, а также внешними и внутренними факторами деятельности. Сбалансированная система показателей эффективности отражает взаимозависимость причинно-следственных связей критериев оценки результатов с факторами их достижения. А многоплановые индикаторы в правильно построенной системе должны состоять из взаимосвязанных целей и оценочных критериев их достижения.
Принципы формирования целевых показателей
Состав целевых показателей формируется с учетом специфических особенностей деятельности концерна по эксплуатации действующих АЭС и развития атомной энергетики на следующих принципах:
- дуализма в деятельности концерна (коммерческая и общественная роль);
- адаптивности к изменениям внешней среды (модель рынка, темпы развития традиционной электроэнергетики);
- соответствия внутренней структуры концерна целям развития и функционирования атомной энергетики;
- декомпозиции стратегических показателей концерна на дочерние предприятия.
Построение системы сбалансированных показателей для государственных, бюджетных предприятий и общественных организаций, в отличие от частных компаний, имеет свои особенности. Они связаны с различием в их миссии и стратегиях.
Исходя из интересов и ориентируясь на удовлетворение требований целевой аудитории и электората, для которого они существуют, государственные предприятия на первое место ставят клиентский аспект. Финансовая составляющая при этом отходит на второй план и служит ограничением — соизмерением затрат с бюджетом. А успех госпредприятий определяется эффективностью их действий для удовлетворения потребностей своей целевой аудитории, а вовсе не тем, насколько точно они «уложились в бюджет» или сэкономили.
Концерн представляет собой организацию с признаками как коммерческого предприятия, нацеленного на коммерческие результаты, так и государственной организации, имеющей выделенный ресурс под конкретные целевые программы. Деятельность концерна регулируется государством. С одной стороны, оно защищает потребителей, ограничивая рост тарифов на электроэнергию в проведении сдержанной ценовой политики. С другой — решает стратегические задачи развития высокотехнологических отраслей, утверждая амбициозную программу развития концерна. Поэтому финансовые показатели концерна полностью определяются параметрами, задаваемыми государством.
Модель и правила создаваемого конкурентного рынка электрической энергии, субъектом которого является концерн, еще окончательно и детально не сформулированы и не формализованы. В настоящее время идет поэтапный переход к этому рынку. Изменение этих правил в процессе переходного периода неизбежно приведет к изменению иерархии приоритетов компании. В настоящее время самая важная задача состоит в перестроении и корректировке деятельности концерна с целью адаптации к работе в новых условиях.
В существующих условиях и принципах ценообразования исторически сложившиеся и действующие механизмы управления могут быть достаточными. Однако они не позволяют оперативно реагировать на изменения внешней среды и ограничивают хозяйственную самостоятельность компании. А оперативно принимать необходимые решения ее руководству не позволяют также ее большие размеры. Предстоящие изменения на энергетическом рынке страны приведут к необходимости повышения эффективности по всем направлениям деятельности в рамках концерна. И для этого потребуется изменить форму организации и управления, в том числе декомпозировать систему сбалансированных целевых показателей концерна на все предприятия и организации, находящиеся в контуре его управления.
Декомпозиция стратегических показателей
Рассмотрим в качестве примера декомпозицию стратегических показателей концерна на ОАО «Атомэнергоремонт» — дочернее ремонтное предприятие концерна (далее — общество). Стратегические задачи общества, основные стратегические показатели развития ТОиР и индикаторы их достижения были раскрыты в «ЭЖ», 2012, № 36. Взаимосвязи стратегических показателей общества и концерна отражены в их картах КПЭ1 (см. табл. 1).
В дополнение к стратегическим показателям, в соответствии с рекомендациями Московского центра ВАО АЭС2, разработана и введена в действие система основных производственных показателей (ОПП) общества (см. табл. 2).
Панель мониторинга
С целью повышения оперативности принятия управленческих решений и их качества в обществе инициирован проект по разработке панели мониторинга показателей его деятельности. Панель мониторинга позволяет организовать единое информационное пространство для принятия управленческих решений и обеспечивает:
- автоматизированный сбор информации о ходе достижения целевых значений показателей;
- контроль целостности и непротиворечивости собираемых данных;
- агрегирование собранных данных в единое хранилище;
- консолидацию данных с целью дальнейшего предоставления сводной отчетной информации;
- формирование аналитической отчетности;
- предоставление информации в графическом виде, удобном для восприятия и принятия управленческих решений.
Будучи полноценной информационно-аналитической системой, включающей программно-технический комплекс, техническую и пользовательскую документацию, подготовленных технических специалистов и пользователей, панель мониторинга обеспечивает формирование настраиваемых с использованием OLAP-технологии3 отчетов для анализа накопленных данных на определенные моменты времени и в динамике.
Панель мониторинга включает модули:
- качество;
- безопасность;
- экономика и финансы;
- закупки;
- обеспечение персоналом и др.
Каждый модуль состоит из группы информационных объектов (показателей деятельности общества). Пример информационных объектов панели мониторинга приведен в табл. 3.
На практике система показателей становится эффективным инструментом управления, если:
- ориентирована на результат, а не на сбор статистики по текущему состоянию дел;
- набор показателей предприятия отражает стратегические цели и задачи, а не учетно-отчетные функции его структурных единиц;
- закреплена в нормативно-правовых актах, постоянно пересматривается и корректируется.
к сведению
На практике ССП представляет собой:
- новую систему управления компанией;
- механизм реализации стратегии и ее корректировки;
- инструмент перевода стратегии в конкретные цели, показатели и задачи;
- надежный инструмент контроля показателей будущего;
- систему мотивации персонала;
- систему обратной связи, обучения и постоянного развития.
Благодаря целому ряду примеров успешного внедрения ССП в бизнесе и накопленному разнообразному опыту, ее методология постоянно развивается и совершенствуется. Консорциум Balanced Scorecard Collaborative (BSCol) по разработке и внедрению систем управления разработал подобные системы более чем 200 клиентам. С помощью ССП, например, американская корпорации Mobil U.S. Marketing and Refining переместилась по показателю прибыльности с последнего места в отрасли на первое, а Cigna Property and Casualty превратилась из убыточной фирмы в специализированную страховую компанию с годовым оборотом более 3 млрд долл. США.
1 Ключевые показатели эффективности.
2 Разработаны по результатам миссии технической поддержки «Определение руководством ожидаемых результатов, целей и измеримых основных производственных показателей по направлениям деятельности, доведение их до сведения персонала и непрерывная оценка», проведенной в обществе 28—29 октября 2009 г.
3 OLAP (online analytical processing, аналитическая обработка в реальном времени) — технология обработки данных, заключающаяся в подготовке суммарной (агрегированной) информации на основе больших массивов данных, структурированных по многомерному принципу.