Цель любой проверки (будь то по налогам или же страховым взносам) — выявить нарушения и привлечь компанию к ответственности. Но наказание должно быть справедливым. Однако на практике далеко не все проверяющие правильно рассчитывают штрафные санкции. Именно в такой ситуации оказался наш читатель — специалисты отделения ФСС России неправильно рассчитали сумму штрафа за неуплату взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Но компания с этим не смирилась и доказала свою правоту.
Суть проблемы
В апреле 2012 г. в нашей организации прошла документальная выездная проверка регионального отделения ФСС России (далее — Фонд) по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Проверка проводилась планово за три последних календарных года. В ходе проверки было выявлено занижение суммы страховых взносов. За это нас привлекли к ответственности в виде штрафа.
Но нас возмутило то, как ревизор Фонда рассчитал штрафные санкции. Расчет был произведен прямым счетом со всей суммы доначисленных за три года платежей без их разбивки по отчетным периодам, а также без учета сумм имеющихся переплат в каждом периоде.
Последующие споры по акту и разбирательства в Фонде ситуацию не изменили. Специалисты ФСС России настаивали на том, что требование по учету сумм переплат при расчете штрафных санкций не распространяется на данные платежи. А поскольку, по их мнению, отчетным периодом по данным платежам является календарный год, то смысла распределять доначисленные суммы нет, так как на итоговый результат расчета штрафных санкций это никак не повлияет.
Аргументы компании
За защитой своих прав мы обратились в суд. Вот наши аргументы в защиту своей позиции.
В абзаце 5 п. 1 ст. 19 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее — Закон № 125-ФЗ) сказано, что взыскание штрафа осуществляется в случае неуплаты или неполной уплаты сумм страховых взносов в результате занижения облагаемой базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления сумм страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия). Согласно абз. 8 п. 1 ст. 19 Закона № 125-ФЗ привлечение организации к ответственности осуществляется Фондом в том же порядке, что установлен Налоговым кодексом за налоговые правонарушения. В пункте 6 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 20.02.2006 № 105 уточнено, что привлечение к ответственности по данной норме Закона № 125-ФЗ осуществляется в порядке, предусмотренном главой 15 «Общие положения об ответственности за совершение налоговых правонарушений» НК РФ. В свою очередь, в п. 1 ст. 108 НК РФ сказано, что никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом.
Закон № 125-ФЗ предусматривает ежемесячный порядок уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (п. 4 ст. 22 Закона № 125-ФЗ). Исходя из этого, суммы штрафных санкций по п. 1 ст. 19 Закона 125-ФЗ должны исчисляться от суммы страховых взносов, не уплаченных по каждому месяцу в отдельности, а не по итогам календарного года.
Кроме того, согласно п. 42 постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5 «неуплата или неполная уплата сумм налога» означает возникновение у налогоплательщика задолженности перед соответствующим бюджетом (внебюджетным фондом) по уплате конкретного налога в результате совершения указанных в данной статье деяний (действий или бездействия).
Таким образом, опираясь на нормы абз. 8 ст. 19 Закона № 125-ФЗ и п. 1 ст. 108 НК РФ, Фонд должен был при определении суммы штрафных санкций учитывать наличие переплаты на дату, указанную п. 4 ст. 22 Закона № 125-ФЗ для уплаты страховых взносов, то есть на дату, установленную для получения (перечисления) в банках средств на выплату заработной платы за истекший месяц.
Борьба за расчетный период
Фонд в доказательство своей правоты по порядку расчета штрафных санкций только по суммам страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, исчисленных по итогам года, приводил в суде положения ст. 10 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ (далее — Закон № 212-ФЗ), а также ссылался на приказы Минздравсоцразвития России, которыми в проверяемых периодах были утверждены формы отчетности по взносам. Главным аргументом Фонда был тот факт, что в указанной норме Закона № 212-ФЗ и в названных приказах расчетным периодом является календарный год.
Но мы с таким подходом были категорически не согласны. На протяжении всего спорного периода (2009—2011 гг.) утвержденные формы отчетности по страховым взносам всегда состояли из нескольких разделов, каждый из которых предусматривал отдельный порядок формирования отчета по разным страховым платежам. Наряду с разделом по страховыми взносам по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний всегда присутствовал отдельный раздел, посвященный другим видам страховых взносов — на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Правила расчета и уплаты взносов на обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством установлены Федеральным законом от 29.12.2009 № 255-ФЗ. Согласно ст. 4.4 этого закона правовое регулирование отношений, связанных с уплатой таких взносов, осуществляется на основании Закона № 212-ФЗ. Статьей 10 Закона № 212-ФЗ определено, что расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год, а отчетными периодами признаются I квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.
Таким образом, порядок определения расчетного периода и отчетных периодов установлены только в отношении взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Более того, в п. 2 ст. 1 Закона № 212-ФЗ прямо сказано, что «действие настоящего Федерального закона не распространяется на правоотношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, которые регулируются федеральными законами о соответствующих конкретных видах обязательного социального страхования».
Поэтому можно смело утверждать, что при исчислении страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний ст. 10 Закона № 212-ФЗ не применяется. Исходя из этого, мы настаивали на том, что для указанных взносов действующим законодательством расчетный период в качестве календарного года не установлен. Следовательно, понятие облагаемой базы нужно брать из первой части НК РФ.
Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения (п. 1 ст. 53 НК РФ). А под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате (ст. 55 НК РФ).
Как мы уже сказали, взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний перечисляются ежемесячно. Поэтому можно сделать окончательный вывод, что Законом № 125-ФЗ расчетным периодом, по окончании которого определяется база и исчисляется сумма взносов, подлежащая уплате, признается месяц. А отчетные периоды, из которых может состоять расчетный период (месяц), Законом № 125-ФЗ не установлены.
Суды всех трех инстанций поддержали нашу позицию (постановление ФАС Центрального округа от 24.07.2013 по делу № А68-7790/2012). Арбитры признали, что расчетным периодом для рассматриваемых взносов Законом № 125-ФЗ признается месяц. Поэтому суммы штрафных санкций должны исчисляться от суммы страховых взносов, не уплаченных по каждому месяцу в отдельности. При этом Фонд должен обязательно учитывать наличие переплаты на дату, установленную для уплаты страховых взносов.