В четверг, 12 сентября, министр финансов Антон Силуанов на заседании правительства объявил, что план приватизации будет скорректирован в меньшую сторону, коль все равно не выполняется. Сообщение об этом передал «Интерфакс».
Антон Силуанов заявил: «План по приватизации пока у нас не выполнен. За первые полгода — 17 млрд руб., всего 4% от прогноза, поэтому, конечно, мы при уточнении бюджета будем корректировать эти планы, будем искать замещение недопоступающих ресурсов в качестве источника финансирования дефицита бюджета» (цитата по агентству «Интерфакс»).
Еще в конце июля председатель правительства Дмитрий Медведев призывал придерживаться утвержденных планов приватизации. Хотя и тогда он уточнял, что работа по сокращению «избыточного присутствия государства в экономике» будет продолжаться «с учетом реальной экономической ситуации». Реальная ситуация сегодня такова, что требует секвестра бюджета, на который и пошло правительство, объявив о пятипроцентном сокращении расходов по всем статьям. При этом совершенно очевидной стала неэффективность работы монополий, которые фактически управляются государством, и которым теперь решено запретить повышать тарифы. Но ни в тучные годы, ни теперь власть не решается пойти на расчленение расточительных монополий, что может и конкуренцию породить на радость российским производителям, и денег в казну принести от продажи отторгнутых частей гигантов. Как раз наоборот все происходит — и тарифы замораживаются, и план приватизации режется.
«Интерфакс» напоминает, что сосударственный сектор экономики сейчас включает в себя более 2000 акционерных обществ и более 1700 унитарных предприятий, находящихся в реестре федерального имущества. С учетом программ приватизации на 2011—2013 гг. и на 2014—2016 гг. подлежат продаже 55% АО и 45% унитарных предприятий. Еще порядка 30% АО — это находящиеся в собственности России миноритарные пакеты акций вертикально-интегрированных структур. К 2016 г. они будут внесены в капитал этих структур.
Эксперты напоминают, передача предприятия в частные руки в нынешней системе управления не означает потерю контроля со стороны государства. Сменить собственников не на много сложнее, чем назначенных государством управляющих.