В Якутии завершились испытания многофункциональной системы персональной спутниковой связи (МСПСС) «Гонец», строящейся на базе низкоорбитальных космических аппаратов. Система испытывалась в три приема: на водном транспорте, на железнодорожном транспорте и при поездке на автомобиле. Испытания проводились под эгидой Минтранса и признаны успешными. В автомобильной их части принял участие внештатный корреспондент «ЭЖ» Шамиль Байбеков, который проехал по федеральной автомобильной дороге Р-504 «Колыма» от Магадана до Якутска.
В июне 2013 г. Минтранс заключил с ОАО «Спутниковая система „Гонец“» договор на выполнение научно-исследовательской работы «Разработка концепции применения системы спутниковой связи на низкоорбитальных космических аппаратах в интересах транспортного комплекса Российской Федерации с целью повышения ее конкурентоспособности и развития экспорта транспортных услуг». Минтранс предполагает выработать концептуальные основы гарантированного доступа к каналам беспроводной связи в зонах присутствия транспортных средств для повышения уровня транспортной и технологической безопасности. Плацдарм для испытаний проекта «Гонец» был избран самый сложный — просторы Магаданской области и Республики Саха (Якутия).
Предметом испытаний стали действующие макеты элементов многофункциональной системы персональной спутниковой связи (МСПСС) «Гонец-Д1М», развернутые на объектах транспортной инфраструктуры. Под термином «макеты» подразумеваются абонентские терминалы, устанавливаемые на транспортных средствах, а также на стационарных объектах транспортной инфраструктуры, и космические аппараты «Гонец-М» из состава соответствующей низкоорбитальной космической группировки.
Колымский тракт
От Магадана до Якутска нашему внедорожнику с пятью пассажирами (два инженера-испытателя, два местных специалиста и примкнувший к ним журналист) предстояло преодолеть 2032 км.
Колымскую трассу принялись строить в начале 30-х гг. прошлого века силами заключенных ГУЛАГа, ее официальное открытие для круглогодичного движения датируется октябрем 2008 г. — пожалуй, самый значительный долгострой в истории дорожного строительства.
Проезжаем немало обезлюдевших мест. Причина опустошения проста — снижается добыча золота. В 1990-е число жителей Магадана уменьшилось на треть. По данным Комитета экономического развития мэрии города, численность постоянного населения на начало соответствующего года составляло (в тыс. чел.): 2005 г. — 107,0, 2006 г. — 107,3, 2007 г. — 107,6, 2008 г. — 107,1, 2009 г. — 106,4, 2010 г. — 98,9. Сегодня, сообщили местные специалисты, в Магадане проживает порядка 80 000 человек, а область насчитывает около 120 000 жителей. Оттоку людских ресурсов способствует невысокий инвестпотенциал области, богатства которой (золото, полиметаллические руды), а также биологические ресурсы Охотского моря во многом нивелируются труднодоступностью региона, его изолированностью, суровыми природно-климатическими условиями и сложностью рельефа.
Едем. За одной из сопок видим что-то среднее между заброшенным поселком и усопшим производственным участком. Поселок Атка, в 200 км от Магадана. Подъезжаем к одноэтажному зданию с запертыми дверьми и надежно закрепленной на фасаде вывеской — Аткинская дорожная компания. Это был один из этапов пути, откуда следует отправить сообщения в центр, то есть стационарному оператору в Якутске. И это последний пункт на относительно приличной дороге, далее начнутся ухабы. Впрочем, пыль и тряска не самое сложное из испытаний. Настоящий адреналиновый аттракцион — так называемые прижимы, когда по узенькому откосу, с одной стороны которого нависает осыпающийся склон скалы, а с другой простирается ущелье, с речушкой, протекающей по дну, с трудом протискивается легковушка. Как здесь проезжают грузовые авто — остается загадкой.
Удручающее впечатление производят отвалы переработанных старателями пород, сопровождающие путешественников вдоль трассы, и безлюдные поселки с пустующими глазницами окон. Города-призраки не редкость в северных широтах. Один из них — мертвый город Кадыкчан — мы проехали незадолго до пересечения условной границы между Магаданской областью и Якутией. Видим пустующие многоэтажки, здания школы, клуба — тут было градообразующее предприятие, угольная шахта, но после взрыва ее закрыли.
Подъезжаем к стеле с надписью «Якутия Саха». На якутской стороне многое меняется. Значительно прибавилось дорожных строителей. То и дело попадаются грейдеры, выравнивающие полотно дороги. Нередкими стали новые либо достраивающиеся мосты через коварные речки. А на отдельных участках колымского тракта стали встречаться даже асфальтовые покрытия. Все меньше заброшенных поселков, видим жилые дома, видим детей, которые раньше почти не встречались. Все чаще попадаются крепкие хозяйства, живописно украшенные стогами заготовленного сена, и табуны пасущихся лошадей. Местные объясняют контраст: магаданцы часто так и живут на чемоданах, а в Якутии население оседлое.
Битва за трафик
На одном из ночлегов нас встретил Игорь Ксенофонтов, завотделом института космофизических исследований и аэрономии им. Ю.Г. Шафера Сибирского отделения Российской академии наук (ИКФИА СО РАН). Лаборатория Игоря разработала систему, обеспечивающую передачу телеметрии определенного транспортного средства от GPS-приемника через спутник связи «Глобалстар» на сервер института в Якутске. В качестве терминалов использовали глобалстаровские модемы. Проверили, испытали. Но перерывы в передаче данных доходили до нескольких часов. Провели совещание. К тому времени поспел отечественный ГЛОНАСС. Было предложено перейти на него, а в качестве орбитальной поддержки решили использовать Iridium. Очередные испытания были более успешными. Но внедрению системы мешает слишком дорогой трафик. Даже сократив его до двухминутных сообщений, получали довольно большую сумму расходов. В 2012 г. проект был завершен. На очередном совещании было рекомендовано приступить к серийному производству системы.
«Но мы не производственники, — говорит Игорь. — Используем по сей день в качестве испытательных моделей несколько наших опытных экземпляров. А здесь очень кстати проявился „Гонец“. Думаем посмотреть, как наша разработка поведет себя с российским низкоорбитальным комплексом. Пока главное препятствие — стоимость злополучного трафика. Передача одного сообщения через зарубежные каналы обходится нам примерно в 1,5 руб. Помножьте их на количество переданных пакетов в сутки. Вот и выходит порядка 30 000 руб. в месяц на отслеживание координат только одной машины. А если принять во внимание весь автопарк республики, то набежит солидная сумма. Дешевле, конечно, использовать системы на базе сотовой связи, но на якутских просторах мобильная связь доступна разве что в городах и узловых населенных пунктах».
Ценовая неопределенность
«С помощью ГЛОНАСС и GPS мы можем определить свои координаты, но не сможем никому об этом сообщить, — говорит инженер-испытатель Александр Щерба. — „Гонец“ поможет осуществить передачу данных там, куда не достают импортные спутники. „Гонец“ ориентирован на пересылку сообщений, а не на позиционирование. Имеется много систем, которые осуществляют позиционирование, мониторинг, в том числе передачу телеметрии. „Гонец“ устроен так, чтобы не конфликтовать с имеющимися системами, а дополнять их. Наша система незаменима в труднодоступных регионах, где нет прямой связи. К примеру, компания ставит в такой местности дорогостоящее оборудование, подробная и регулярная информация о работе которого требуется постоянно. Координаты того места нам снимать не нужно, так как компания прекрасно осведомлена, где она установила приборы. А вот передача данных требуется. Главный конкурент „Гонца“ — Iridium».
«У него свои преимущества, — продолжает Александр. — К примеру, самая обширная спутниковая группировка. Покрывает весь земной шар. Но будет ли он работать в наших условиях, мы и проверяем в ходе эксперимента. А в основном зарубежные аналоговые системы включают в себя спутники, размещенные над экватором и имеющие предел охвата до 70° северной и южной широт. Но даже на широте, где мы сейчас находимся, им требуется открытая местность. Значит, здесь, на холмистом рельефе, они нам не помогут».
В это время поступает информация, что сообщение, отправленное через Iridium, благополучно дошло до адресата. А вот с «Инмарсатом» что-то не заладилось. В общем за время нашего путешествия специалистами «Гонца» были отправлены десятки тестовых сообщений и тревожных сигналов на диспетчерский пункт в Якутске. И все они благополучно принимались.
«Мы довольны полученными данными эксперимента, — сообщил рабочей группе, прибывшей в Якутск, главный инженер ОАО „Спутниковая система „Гонец“ Сергей Сарычев. — Были отработаны практические вещи, связанные с размещением оборудования, особенностями его обеспечения электропитанием и монтажа на транспортные средства. Общий результат я вижу положительным. Все координатные точки прошли благополучно. Потерь по сообщениям нет.
Удивило поведение Iridium — заминки, возникавшие при осуществлении голосовой связи по каналам данной системы. В телефонных разговорах с использованием этой сети соединение прерывалось. Значит, не работало автоматическое соединение между лучами орбитального комплекса».
Разработчики «Гонца» обещают, что с ним таких проблем не будет, так как автоматическое переключение с луча на луч заложено в технологический процесс системы.
Пока «Гонец» заметно отстает от зарубежного лидера по продолжительности задержек в передаче сообщений. Но развитие группировки продолжается. На данный момент на орбите находятся два спутника серии «Д-1» и три серии «М». На начало 2014 г. должно появиться еще три космических аппарата «М», и, скорее всего, один из «Д-1» прекратит свое существование по старости лет. В I и III кварталах 2014 г. планируется запуск еще трех спутников. В результате к 2015 г. в околоземном пространстве будет полностью развернут орбитальный комплекс, состоящий из 12 аппаратов серии «М». Тогда баллистический перерыв, то есть минимальное время ожидания сообщений, на территории России не превысит 15 минут.
Ориентировочно начиная с 2017—2018 гг. начнутся летные испытания более перспективного космического аппарата — «Гонец М-1». Размещение полной группировки этой серии предполагается осуществить к 2024 г.
От вопросов конкретизации ценовой политики специалисты «Гонца» мягко уклонялись, заверяя лишь, что стоимость транзакций у них будет ниже, чем у конкурентов.
к сведению
МСПСС «Гонец-Д1М» предназначена для обеспечения обмена сообщениями между абонентами системы в глобальном масштабе, передачи данных о местоположении, полученных с использованием систем ГЛОНАСС/GPS, и телеметрических (датчиковых) данных от контролируемых объектов, обмена сообщениями между абонентами системы и абонентами внешних сетей в глобальном масштабе, циркулярной передачи сообщений группе абонентов в локальной зоне.