Таможенники предлагают ускорить пропуск грузов через границу, отодвинув от нее других контролеров

| статьи | печать

Товары могут гораздо быстрее пересекать границу России, если осуществлять все контрольные процедуры в пунктах пропуска будут только таможенники. По крайней мере, так полагает ФТС России. А Минэкономразвития в этом сомневается и предлагает вместо того, чтобы выгонять с таможенных постов тормозящие движение контрольные органы, отладить и согласовать их работу.

ФТС России подготовила законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием системы пропуска через государственную границу РФ», направленный на решение проблемы простоя товаров на границе. Не так давно заключение по оценке регулирующего воздействия этого проекта было размещено на сайте Минэкономразвития России.

По мнению таможенников, если изменить порядок конт­роля в пунктах пропуска таким образом, что на границе останутся работать только две контролирующие инстанции (таможенные органы и пограничники), то время контроля значительно сократится, исчезнут излишние административные барьеры и движение через границу станет бесперебойным. Из пунк­тов пропуска предполагается изгнать конт­рольные органы, осуществляющие санитарно-карантинный, карантинный и фитосанитарный контроль и ветеринарный надзор, и передать эти функции таможенной службе.

Таможенники и так уже с 2011 г. осуществляют документальный ветеринарный, карантинный фитосанитарный и санитарно-карантинный виды государственного контроля, а также транспортный контроль в полном объеме. Такими полномочиями их наделил Федеральный закон от 28.12.2010 № 394-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с передачей полномочий по осуществлению отдельных видов государственного конт­роля таможенным органам РФ» (далее — Закон № 394-ФЗ).

Теперь в ФТС посчитали, что смогут сократить временные затраты перевозчиков и повысить пропускную способность пунктов пропуска, взяв на себя полностью все контролирующие функции «смежников». Дополнительным аргументом таможенники считают то, что меры, принятые ими в рамках исполнения Закона № 394-ФЗ, уже позволили существенно сократить время проведения государственного конт­роля в пунктах пропуска через российскую государственную ­границу.

Как рассказали «ЭЖ» в пресс-службе Федеральной таможенной службы, после принятия Закона № 394-ФЗ таможенникам по внут­ренним нормативам отводилось 80 минут на совершение контрольных операций в автомобильных пунк­тах пропуска. Это время было установлено исходя из хронометража действий сотрудников Россельхознадзора, Роспотребнадзора и Рос­транснадзора. К концу 2012 г. норматив был снижен до 60 минут, а фактическое время выполнения составляло чуть больше 50 минут. В настоящее время на досмотр товаров, подлежащих ветеринарному, карантинному фитосанитарному и санитарно-карантинному контролю, отводится не более 56 минут, а товары, по которым не выявлены риски нарушений, должны проходить все конт­рольные процедуры не дольше чем за 38 минут.

Однако в ходе оценки регулирующего воздействия законопроекта возникли обоснованные сомнения в том, что решать проблему простоя груза на границе нужно именно таким образом.

Во-первых, санитарные и ветеринарные службы удаляются от границы не полностью: предполагается, что они все равно продолжат осуществлять конт­роль за пищей и материалами, ввозимыми на территорию России физическими лицами для личного потребления, а также за уловом биоресурсов. Во-вторых, законопроект фактически изменяет ситуацию только на автомобильных пунктах пропуска, умалчивая о воздушных и морских.

К тому же осуществление физического и лабораторного контроля потребует от таможенников специальных знаний в области ветеринарии, карантинных санитарных и фитосанитарных норм и правил, которые они вряд ли смогут получить в ходе кратких курсов повышения квалификации. Скорее всего, для этого придется нанимать сотрудников соответствующей квалификации и создавать из них специализированные подразделения, оснащенные необходимым оборудованием. То есть на границе опять фактически возникнут те же контролирующие службы, но уже под эгидой ФТС России. А если не так, то появляется серь­езный риск, связанный с отсутствием у должностных лиц специальных знаний: весьма вероятно, что они начнут совершать ошибочные действия или из-за отсутствия опыта затягивать контрольные процедуры. Получается, что законопроект не решает задачу оптимизации численности государственных контрольных органов на границе, а просто перераспределяет контрольно-надзорные функции при условии передачи штатной численности и ресурсов.

Позволит ли это в действительности сократить время пропуска товаров через границу? В заключении об ОРВ приводятся данные информационной сис­темы Россельхознадзора (ГИС «Аргус») о том, что в 2013 г. более 80% ввозимых подконтрольных товаров были направлены таможенниками, осуществляю­щими документальный конт­роль, на досмотр должностными лицами Россельхознадзора. А по данным хронометража оформления грузов животного происхождения, до 85% временных затрат приходится на проведение таможенных процедур и только 15% — на контрольные процедуры других органов.

Минэкономразвития не сом­невается в необходимости оптимизации контрольных процедур в пунктах пропуска. Но предлагает рассмотреть альтернативный вариант решения проб­лемы, связанный с отладкой работы и взаимодействия всех контролирующих органов на границе, таким образом, чтобы участники внешнеэкономичес­кой деятельности могли предоставлять всю документацию и сведения, необходимые для импорта, экспорта и транзита товаров, в «единый пункт входа». При этом дальнейшая передача информации во все государственные контрольные органы должна проходить без повторного запроса с их стороны каких-либо дополнительных документов, помимо представленных.

к сведению

В заключении об ОРВ рассмат­риваемого законопроекта Мин­экономразвития России не выразило стопроцентного согласия с авторами.

Как отмечается в заключении, разработчиком не была представлена информация, подтверждающая причинно-следственную связь наличия очередей в пунк­тах пропуска через государственную границу Российской Федерации и количества органов государственного контроля и надзора, осуществляющих свою деятельность в данных пунк­тах. Причинами такого отрицательного явления, как простой транспортных средств в пунк­тах пропуска, могут являться как неэффективная технология — схема проведения контрольно-надзорных мероприятий, так и недостаточно проработанная сис­тема взаимодействия между уполномоченными органами государственного контроля при проведении контрольных мероприятий. Кроме того, разработчики не рассмотрели и возможность альтернативных вариантов решения проблемы.

Среди выявленных недостатков проекта министерство отметило:

  • отсутствие расчета сокращения штатной численности должностных лиц, осуществляющих государственный контроль и надзор в пунктах пропуска через границу. Более того, разработчики заявили о необходимости расширить штат таможенных органов, а это очевидно не решает задачу оптимизации численности государственных контрольных и контрольно-надзорных органов;
  • в представленной информации не приведена количественная оценка положительных эффектов и выгод, потенциально возможных в результате принятия законопроекта;
  • разработчиками законопроекта не приведена принципиальная схема — технология проведения государственного контроля (надзора) должностными лицами таможенных органов в качестве единственного органа, уполномоченного к проведению государственного контроля (надзора) в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации.

комментарий

Галина Баландина, руководитель Центра поддержки внешнеэкономической деятельности и развития регионов:

«Передача всех контрольных функций таможенным органам не гарантирует, что контроль будет более разумным и менее обременительным для бизнеса»

В ходе мониторинга исполнения дорожной карты совершенствования таможенного администрирования мы столкнулись с тем, что не только таможенная служба, но и другие службы, сопричастные к проведению государственного контроля в пунк­тах пропуска через границу, могут являться причиной замедления прохождения грузов.

Сейчас у нас действует технология контроля, которая сложилась в начале века, когда еще не все люди хотя бы даже видели компьютер: одни и те же документы надо по цепочке вручить нескольким чиновникам и собрать их подписи и печати. Но век информационных технологий предлагает нам совсем другие возможности.

Проблема не в цвете формы, которую носит государственный контролер, а в том, как организован контроль, не содержит ли его процедура избыточных действий и требований, которые не дают эффекта с точки зрения безопасности государства, защиты его интересов, охраны жизни и здоровья населения, но требуют затрат перевозчиков, грузовладельцев и грузоотправителей: остановок, заполнения бумаг, вскрытия грузов и т.д.

По сравнению с другими странами недостатки нашей сис­темы пропуска связаны, во-первых, с отсутствием единой информационной базы для всех контролирующих органов, во-вторых, с замедленной реакцией на поданные документы, которую перевозчикам приходится ожидать, простаивая на границе, в-третьих, в избыточном досмотре, в-четвертых, в необходимости иметь бумажные документы.

Передача всех контрольных функций таможенным органам не гарантирует, что контроль будет более разумным и менее обременительным для бизнеса. Если те же самые кад­ры просто переоденут в форму таможенников, то это проблем не решит. Зато разрыв единой системы ветеринарного и фитосанитарного контроля между разными исполнительными органами может вызвать межведомственную конкуренцию. В результате из-за того, что функции первичного конт­роля в пунктах пропуска будут проводиться не ветеринарной службой, усилится контроль внутри страны.