В пятницу, 13 сентября, как и ожидало подавляющее большинство аналитиков, Банк России не стал снижать ставки — даже символически, как было на прошлых двух заседаниях. Однако ставка рефинансирования, которая составляет 8,25% и на которую условно ориентируются финансисты, перестала быть главной в системе ЦБ.
Отныне ЦБ считает главной ставку (и называет ее единой или ключевой), по которой предоставляет и абсорбирует ликвидность на аукционной основе на срок одна неделя (недельное репо). По состоянию на 13 сентября значение ключевой ставки — 5,5%.
Как объясняют в самом Центробанке, сразу отменить ставку рефинансирования было нельзя — на нее завязано множество регулирующих документов и коммерческих соглашений. Поэтому она остается жить, и постепенно, к 1 января 2016 г., будет доведена до уровня ключевой ставки. Но, как заявила председательница ЦБ Эльвира Набиуллина, снижения ставок на следующем заседании ожидать не стоит.
По мнению аналитиков Райффайзенбанка, выбор ставки по аукционным операциям ЦБ на одну неделю (недельного репо) в качестве ключевой закономерен: именно эти аукционы наиболее популярны среди банков (доля в общей задолженности ЦБ в среднем 60—70%, сейчас — 1,96 трлн руб.), и именно эта ставка определяет реальную цену денег ЦБ, а ставка рефинансирования давно выполняет лишь индикативную роль.
Как замечают аналитики банка «Зенит», наиболее распространенная сегодня модель соотнесения учетных ставок, инфляции и характеристик роста — так называемое правило Тейлора, на которое ориентируется большинство мировых центробанков при осуществлении процентной политики. Расчеты по формуле Тейлора показывают, что ставка, необходимая в сегодняшних условиях российской экономике, составляет 5,6—6,3%, то есть на 0,1—0,8 п.п. выше текущей стоимости недельного репо, той самой ключевой ставки, введенной в прошлую пятницу. В расчетах использованы дефляторы ВВП и потребительских расходов, таргетируемый ЦБ уровень инфляции в 5,5%, а также разрыв выпуска в –1,3% (определяется как разница между текущим приростом экономики в 1,2% и потенциальным в 2,5%, как его оценивает ЦБ). Возможно, полагают аналитики банка «Зенит», этим можно объяснить, почему сегодня инфляционные риски для ЦБ явно более значимы, чем замедляющийся рост экономики. По этим расчетам, сигнал к изменению ставки появится либо при снижении инфляции ниже отметки 6%, либо при замедлении прироста ВВП ниже уровня 1% в годовом измерении.
Другим важнейшим решением ЦБ стало назначение нового аукциона кредита под нерыночные активы: его параметры, за исключением срока (всего на три месяца против одного года в предыдущем случае) и временного запрета на использование поручительств как залога, остались прежними: до 500 млрд руб. по минимальной ставке 5,75%. Сюрпризом, по мнению аналитиков Райффайзенбанка, стала дата проведения аукциона — 14 октября: это слишком поздно, ситуация с ликвидностью обостряется быстрей. Но возможно, заключают они, ЦБ просто видит потребность в более частом проведении аукционов, чем и обусловлен их перевод на ежеквартальную основу.